Церковь прокомментировала обвинения в адрес епископа гомельского и жлобинского стефана. Кураев обвинил белорусского епископа стефана в совращении воспитанников Умер от голода

Дата рождения: 16 мая 1971 г. Страна: Россия Биография:

Родился 16 мая 1971 г. в пос. Уразовский Валуйского р-на Белгородской обл. Крещен в младенчестве.

Окончил среднюю школу. В 1989-1991 гг. служил рядах Советской армии.

В 1991 г. поступил в Ставропольскую духовную семинарию.

22 апреля 1994 г. в домовом храме Ставропольской семинарии в честь святителя Игнатия Брянчанинова пострижен в монашество.

26 апреля 1994 г. в Андреевском кафедральном соборе г. Ставрополя викарием рукоположен в сан диакона.

5 мая 1994 г. назначен штатным диаконом кафедрального собора в честь святого апостола Андрея Первозванного г. Ставрополя.

В июне 1996 г. назначен старшим помощником инспектора Ставропольской духовной семинарии и преподавателем богослужебного устава.

В 1997 г. возведен в сан архидиакона.

С 28 ноября по 11 декабря 2001 г. служил в Никольском храме г. Ейска. 15 декабря 2001 г. назначен штатным диаконом кафедрального собора святой великомученицы Екатерины г. Краснодара.

25 декабря 2001 г. в Екатерининском соборе г. Краснодара рукоположен в сан священника. Назначен настоятелем Михайловского храма ст. Октябрьской Крыловского р-на Краснодарского края.

В 2004-2007 гг. занимался строительством нового Михайловского храма в ст. Октябрьской.

С 2007 г. — настоятель строящегося Успенского храма ст. Павловской Краснодарского края. Строительство храма завершено в 2011 г.

С 2008 г. — благочинный Тихорецкого церковного округа Екатеринодарской епархии.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. () избран епископом Тихорецким и Кореновским.

31 декабря 2013 г. в Екатерининском соборе г. Краснодара митрополитом Екатеринодарским Исидором в сан архимандрита.

Во епископа 24 января 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве.

Епископ Стефан (Никитин) (28.09.1895 – 28.04.1963)

Епископ Стефан, в миру Сергей Алексеевич Никитин, родился 15/28 сентября 1895 г. в Москве, в благочестивой семье. Мать Сергея Любовь Алексеевна происходила из духовного сословия – ее отец, священник, под конец жизни принял монашество и стал архиереем. Отец служил старшим бухгалтером на крупной мануфактуре.
Ребенком Сергей любил «облачаться» в платки, «служить» церковные службы, много бывал в храме Божием.

Окончив начальную школу, он продолжил обучение в Первой мужской гимназии, после окончания которой поступил в Московский Университет на медицинский факультет. В 1918 г., в числе многих студентов, был направлен в Туркмению, где в то время была эпидемия малярии. По возвращении в Москву он работал ординатором у проф. Россолимо – известного врача, в нервной клинике МГУ. Тогда же он начал работать и в детском доме для умственно отсталых, находившемся в Милютинском переулке. На этой работе он познакомился с Борисом Холчевым – будущим архимандритом Борисом, с которым их связала дружба на всю жизнь.

Перед Сергеем Алексеевичем в ту пору встал нелегкий выбор между работой практикующим врачом и занятиями научной медициной. Как человек глубоко верующий, он хотел принять это решение по благословению старца. Он обратился к Борису Холчеву, поддерживавшему связь со старцем Нектарием Оптинским (ныне прославлен в лике преподобных), с просьбою устроить ему поездку в с. Холмищи, где тогда проживал о. Нектарий. По тем временам это было чрезвычайно сложно, но встреча состоялась.

О ней рассказывал Борису Васильевичу сам Сергей Алексеевич по возвращении: приехав к о. Нектарию, он увидел перед собою весьма преклонного возраста, болезненного на вид человека, и вдруг стали появляться чувства досады, вражды и недоверия к духовным способностям "старикашки", но тем не менее – раз уж приехал в такую даль – он подошел под благословение и остался на беседу со старцем. А старец завел с ним разговор о временах ветхозаветных, о том, как высока была культура и развита цивилизация до Потопа, как оземленилось достигшее многих свершений тогдашнее человечество и как Господь через Ноя сто лет звал людей к исправлению – он проповедывал покаяние перед лицом гнева Божия, а в доказательство своих слов строил ковчег. "И людям того времени", - сказал старец, - "было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем Потопе. Смешно!"

Тут Сергей Алексеевич, доселе недоумевавший о теме разговора, узнал собственные выражения… "Старикашка" прочел его мысли. Сильное смущение овладело им. Он так и не спросил о своем наболевшем – старец благословил его лечь отдыхать. Поутру перед отъездом, благословляя Сергея в дорогу, о. Нектарий скороговоркою сказал: «Врач-практик, врач-практик». Так он получил ответ на не высказанный вслух свой вопрос.

Долгое время после полученного ответа Сергей Алексеевич был врачом-практиком, невропатологом. Приходилось ему лечить людей и на свободе, и в заключении, да и после принятия священного сана и в дальнейшем епископской хиротонии использовать обширные медицинские познания в деле пастырского окормления. Он всегда старался помочь человеку, имел попечение о немощных, опекал одиноких старушек.


В 20-е годы Сергей Алексеевич стал бывать в храме Святителя Николая в Кленниках, куда он попал вместе с Борисом Васильевичем Холчевым. При настоятельстве о. Сергия Мечёва, в 1925 г. он стал членом церковной двадцатки и старостой храма, деятельным помощником настоятеля, и разделил участь всех священнослужителей маросейского храма и многих алтарных братьев и активных прихожан – в 1931 г. был подвергнут аресту и ссылке.


Находясь в лагере в Красной Вишере, работал врачом, стараясь облегчать участь больных, особенно из духовенства; он узнавал лиц духовного сана по их глазам, по взгляду – среди множества обритых наголо нагих людей, поступавших на врачебный осмотр из лагерного санпропускника.


Во время лагерного заключения с Сергеем Алексеевичем произошло событие, запомнившееся ему на всю жизнь. Дополнительно начавшееся следствие поставило под угрозу его уже близкое на тот момент освобождение, было замечено его стремление облегчать участь духовенства и "церковников". Ему могли дать дополнительно еще 10 лет срока. И близкая по духу медсестра, видя его подавленное настроение, рассказала ему о подвижнице благочестия - блаженной Матронушке, которая помогает всем, призывающим ее имя с молитвой, просящим ее помощи в тяжких обстоятельствах. Сергей Алексеевич вышел на улицу, усердно молясь Богу и призывая на помощь Матрону, при этом он дал обет – если ее молитва поможет ему, он по освобождении найдет ее и навестит.

Его освободили в 1933 г. без всяких неприятностей, он получил направление во Владимирскую область.

Обет свой он исполнил, разыскал и навестил блаженную. Увидел он перед собою крошечного роста пожилую слепую женщину, лежащую неподвижно. Она назвала его по имени (при этом упомянула и обстоятельства, которые привели его к ней) и рассказала ему свою историю: калека от рождения, она ослепла после перенесенной болезни, и все свое детство и юность провела лёжа в храме, оставляемая родными на попечение церковниц. Священник учил девочку молитвам, причащал, объяснял ей богослужение. Ничем не развлекаемая, она глубоко воспринимала и запоминала слышимое, выучила на память множество текстов Св.Писания и с детских лет стала великой молитвенницей, наделенной Господом многими дарами, к которой за утешением притекало множество людей. В разговоре с Сергеем Алексеевичем Матронушка сказала, что она скоро "понадобится" в Москве, ее туда увезут и она умрет там. Слово ее сбылось, она скончалась в тюремной больнице. Место ее погребения неизвестно, а сама блаженная Матрона Анемнясевская (Белякова Матрона Григорьевна) в 1999 г. причислена к лику святых, опубликованы и изданы материалы ее жития.

Блаженная предсказала Сергею Алексеевичу его будущее в священном сане, просила его молиться о ней; став в дальнейшем священником, он поминал Матрону на каждой литургии – «даже прежде своих родителей», говорил он.

По выходе на свободу Сергей Алексеевич поступил на работу по специальности сначала в г. Карабаново, а затем в с. Струнино Александровского района Владимирской области. Живя там, он близко познакомился со Святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским .

Вел Сергей Алексеевич жизнь глубоко молитвенную; благочестие его привело к принятию решения послужить Господу в священном сане, и он был рукоположен епископом Афанасием – по разным сведениям, в 1934 или 1935 гг., тайно.

С большими трудностями, преодолевая сопротивление начальства и органов гос.безопасности, он сумел уволиться с работы и уехал для служения Церкви Божией в Среднюю Азию, где служил давно принявший священство его друг – о. Борис Холчев.


О. Сергию дали назначение в г.Курган-Тюбе, весьма глухое место, где ему пришлось служить в пустом храме в течение 9 месяцев – при этом он и проповедывал, отвечая на вопрос удивленному мальчику–прислужнику – "Людей нет, но храм полон небесных сил, им я и буду говорить" (церковь была посвящена Св. Архистратигу Михаилу).

После нескольких перемещений по Среднеазиатской епархии о. Сергий совершенно расстроил свое здоровье: он имел больное сердце и климат этого края был ему противопоказан. В 1955 г. он был переведен на Украину, в Днепропетровский Тихвинский женский монастырь, где стал духовником обители. Он принял монашеский постриг и был назван Стефаном, в честь прп. Стефана Махрищского. В 1959 г. был возведен в сан архимандрита. Монастырь был внезапно и спешно закрыт властями – о. Стефан совершал проскомидию в алтаре, и ему даже не дали дослужить Литургии.

После этого о. Стефан возимел большое желание послужить Господу и людям в глуши, на сельском приходе, но у священноначалия были иные планы. Он был рекомендован Святейшему Патриарху Алексию I кандидатом во епископы. Седьмого апреля 1960 г. последовала хиротония и назначение епископом Можайским, викарием Московской епархии; колоссальная нагрузка, возложенная на него как на управляющего делами Московской епархии, привела епископа Стефана в конце 1961 г. к тяжелому заболеванию – инсульту с частичным параличом. Несколько оправившись после болезни, он был переведен в Калугу исполнять обязанности епископа Калужского и Боровского. Испытывая тяжкие страдания от последствий болезни, на призывы близких уйти на покой он отвечал: "Лучше умереть стоя, чем жить лёжа", много работал, служил и проповедывал.

Скончался владыка Стефан 15/28 апреля 1963 г. на амвоне храма, после Литургии в Неделю Жен-мироносиц, во время произнесения праздничной проповеди – оборвав ее на полуслове, он мирно отошел ко Господу на руках сослуживших с ним.

Похоронен епископ Стефан на кладбище храма Покрова Пресв. Богородицы в с. Акулове Московской области, у алтаря.

Стефан, епископ Гомельский и Жлобинский (Нещерет Анатолий Владимирович)

Родился 3 января 1966 г. в с. Вертиевка Нежинского р-на Черниговской обл. в крестьянской семье.

После окончания в 1982 г. средней школы жил в Чернигове, где проходил послушание иподиакона у архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.

По завершении службы в рядах Вооруженных сил в 1985-1988 гг. учился в Московской духовной семинарии.

4 января 1987 г. в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры инспектором МДС архимандритом Венедиктом (Князевым) пострижен в монашество с именем Стефан в честь первомученика архидиакона Стефана.

14 января 1987 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Александром рукоположен во иеродиакона, 3 июня - во иеромонаха в церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.

С 1987 г. по октябрь 1988 г. служил в Свято-Николаевском храме д. Работин Коропского р-на Черниговской обл., затем по май 1990 г. нес различные послушания в Киево-Печерской лавре, с мая по сентябрь 1990 г. был настоятелем Свято-Николаевской церкви в д. Сварычевка Игнянского р-на Черниговской обл.

1 ноября 1990 г. переведен в Гомельскую епархию и назначен настоятелем Свято-Покровского храма в с. Корма Добрушского р-на Гомельской обл. Здесь в 1991 г. были обретены мощи святого праведного Иоанна (Гашкевича), чудотворца Кормянского, причисленного к лику местночтимых святых 30 апреля 1998 г. Обретение мощей совпало с приездом в Гомель Святейшего Патриарха Алексия II в дни первого визита Его Святейшества в Беларусь.

22 декабря 1998 г. назначен благочинным Добрушско-Кормянского церковного округа. Став местом паломничества, Свято-Покровский приход в Корме в 2000 г. был преобразован в Иоанно-Кормянский женский монастырь, а архимандрит Стефан назначен его строителем. В период своего пастырского служения архимандрит Стефан создал Службу с акафистом святому праведному Иоанну Кормянскому и акафист преподобному Лаврентию Черниговскому.

В 2002 г. окончил Киевскую духовную академию.

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. определен епископом Туровским и Мозырским.

29 января 2005 г. в Петро-Павловском соборе г. Гомеля наречен, а 30 января хиротонисан во епископа Туровского и Мозырского. Хиротонию совершили: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, архиепископы Уральский Антоний, Витебский Димитрий, Пинский Стефан, Гомельский Аристарх, епископы Бобруйский Петр, Гродненский Артемий, Новогрудский Гурий, Полоцкий Феодосий, епископы Черниговский Амвросий, Васильковский Пантелеимон, Могилевский Софроний, Брестский Иоанн.

В 2015 году епископ Стефан убедил девушку не совершать самоубийство, не прыгать с моста.

Девушка стояла на пешеходном мосту через реку Сож возле Дворцово-паркового ансамбля и собиралась прыгнуть вниз. Падение оказалось бы смертельным, так как девушка забралась на самую высокую точку моста – 30-35 метров над рекой.

По словам очевидцев, она никого не подпускала к себе, угрожала спрыгнуть и заявляла, что не слезет с моста, пока сюда не придет ее мать. Сотрудники МЧС и правоохранительные органы оказались бессильны.

Уговорить девушку спуститься смог лишь епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, чье епархиальное управление находилось недалеко от места потенциальной трагедии.

Епископ Стефан взял девушку под свою опеку и увел ее в епархиальное управление, отказавшись от общения с прессой со словами “я не герой”.


Дата рождения: 3 января 1966 г. Страна: Белоруссия Биография:

Родился 3 января 1966 г. в с. Вертиевка Нежинского р-на Черниговской обл. в крестьянской семье.

После окончания в 1982 г. средней школы жил в Чернигове, где проходил послушание иподиакона у архиепископа Черниговского и Нежинского Антония.

По завершении службы в рядах Вооруженных сил в 1985-1988 гг. учился в .

4 января 1987 г. в Свято-Троицком соборе инспектором МДС архимандритом Венедиктом (Князевым) пострижен в монашество с именем Стефан в честь первомученика архидиакона Стефана.

14 января 1987 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ архиепископом Дмитровским Александром рукоположен во иеродиакона, 3 июня — во иеромонаха в церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре.

С 1987 г. по октябрь 1988 г. служил в Никольском храме д. Работин Коропского р-на Черниговской обл., затем по май 1990 г. нес различные послушания в , с мая по сентябрь 1990 г. был настоятелем Никольской церкви в д. Сварычевка Игнянского р-на Черниговской обл.

Постановлением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. определен епископом Туровским и Мозырским.

29 января 2005 г. в Петропавловском соборе г. Гомеля наречен, а 30 января — хиротонисан во епископа Туровского и Мозырского. Хиротонию совершили: , архиепископы , епископы Бобруйский Петр, епископы , .

Решением Синода БПЦ от 12 января 2012 г. () председателем Комиссии по канонизации святых Белорусской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. () назначен Преосвященным Гомельским и Жлобинским.

Решением Синода БПЦ от 3 сентября 2012 г. () в должности настоятеля (священноархимандрита) Никольского мужского монастыря в г. Гомеле и в должности настоятеля прихода кафедрального собора свв. апп. Петра и Павла в г. Гомеле.

Находка на развалинах

Сравнительно неплохо сохранившаяся фотография о.Иоанна Кронштадтского в деревянной рамке. Надпись четким почерком на обороте: "На добрую память дорогому руководителю и наставнику Николаю Ивановичу Знамировскому от семинаристов-участников в часовне Св. Стефана Великопермского "В знак любви". Пермь 9 июня 1911 года". Далее - девять подписей с указанием, к какому классу относились воспитанники.

У духовного источника

К началу XX века Пермская Духовная семинария отпраздновала 100-летний юбилей, будучи ровесницей Пермской епархии. Как главный источник духовного образования, она была опекаема владыками, которые часто были и ректорами семинарии. С 90-х годов XIX века по 1914 год ее возглавлял епископ Палладий (Добронравов). Подготовка кадров для Церкви и отчасти для светских учебных заведений лежала на достаточно квалифицированных преподавателях, среди которых были три кандидата богословия, два священника. Остальные предметы, кроме специальных, связанных с богословскими науками, вели гражданские чины. Вот здесь и трудился Н.И.Знамировский (1878 - 1942), долгие годы занимая должность инспектора Духовной семинарии. Сын земского начальника г.Ирбита Пермской губернии, Николай был отдан матерью, рано потерявшей мужа, в одно из духовных училищ - Пермское. В 1900 году он окончил Пермскую семинарию. Следующим этапом обучения стала Казанская Духовная академия. Еще будучи ее студентом, Николай, приезжая в Пермь, бывал в стенах семинарии. Здесь-то впервые и встретился с ним тогдашний семинарист В.Игнатьев. Его поразил внешний вид студента: "...по корпусу второго этажа расхаживал высокий человек, брюнет, с пышной шевелюрой волос и бородой", что не соответствовало тогдашним представлениям о студенте, - "я остановился на том, что это, верно, какой-то уникум".

Годы его учения в Казани совпали с периодом духовного и интеллектуального расцвета Казанской Духовной академии, когда ее возглавлял преосвященный Антоний (Храповицкий). С целью воспитать своих подопечных настоящими духовными пастырями он направлял юношей к схиархимандриту Гавриилу в Седмиезерскую пустынь - тот становится их духовным отцом и наставником. Студенты часто ездят к нему на исповедь и за советом. Здесь они чувствуют себя, как в гостях у родного отца. С благословения отца Гавриила они произносили даже проповеди в монастырском храме. Сей благодатный духовник прививал ученикам чрезвычайно высокие понятия о монашестве.

Среди его духовных чад был и Николай Знамировский, который по окончании в 1904 г. академии со степенью кандидата богословия был назначен преподавателем литургики и гомилетики в Пермской семинарии.

Стихия слова

Этот предмет - проповедническое искусство - было "его стихией". Николай Знамировский давал задание писать проповеди, особенно подчеркивая, что в них должна быть "елейность" и "помазанность". Свой проповеднический талант реализовывал чаще всего в часовне Стефана Великопермского, которую он называл "училищем благочестия", так как там образовалась замечательная пастырско-миссионерская школа имени отца Иоанна Кронштадтского, проект которой разрабатывался коллективно. В 1911 г. туда поступило около 20 будущих пастырей - молодая когорта православного священства Пермской епархии. Большинство из них попадет в руки палачей-богоборцев 1920 - 1930-х годов - подвергнутся арестам, ссылке, расстрелу.

По воспоминаниям современников, Н.И.Знамировскому была присуща некая артистичность высшего порядка в момент проповеди. "Нужно было видеть Н.И. в момент произнесения проповеди. Он весь становился каким-то подтянутым, стремительным, взгляд его был направлен вдаль, голос звучал властно, и весь вид его был величественным", - писали современники. "Коронным выступлением" его было чтение Слова Иоанна Златоуста во время пасхальной обедни, - вспоминал один из бывших семинаристов. - Четкость и выразительность были доведены до предельной точки... Это состояние восторга и экстаза, как говорил сам Н.И., связано было у него с душевным переломом, пережитым в юности. Он вспоминал о том, как в его душе появился червь сомнения и неверия и как в пасхальную именно утреню, а потом и обедню, он пережил яркий момент религиозного экстаза, навсегда утвердившего его в вере. Кончилось богослужение в семинарской церкви, а Н.И. стремительно отправляется на подворье Белогорского монастыря, где богослужение идет более длительно: ему хочется еще и еще пережить пир веры".

Начальство семинарии быстро обратило внимание на талантливого учителя, и вскоре (с 1908 г.) он был назначен инспектором семинарии. Ученики, успевшие изучить особенности характера Николая Ивановича ("мягкий характер" - в противоположность "жесткому характеру нашей братии"), не считали сей выбор удачным - "развалит он дисциплину". Но, вопреки сему мнению, он удержался на этом посту, будучи третьим и последним инспектором семинарии, благодаря хорошим помощникам, особенно строгому Н.И.Колосову.

Сравнивая три эпохи семинарии (трех инспекторов), автор воспоминаний приводит характеристику разных стилей отношения к нарушению дисциплины (когда семинарист выпил): грубо административный, тонко иезуитский и "уговаривающий, почти умоляющий", типичный для Н.И.Знамировского. "Рука на плече или в обхват талии. - Ну, что тебя угораздило?! Ну, ладно, только больше так не делай". (Царь Федор Иоаннович)". Так описывает В.Игнатьев любимого семинаристами инспектора в роли увещевателя нашкодивших подопечных.

Крестоносец нового времени

Как-то летом он ездил с семинаристами в Палестину и вернулся оттуда крестоносцем Гроба Господня. Его организаторский талант наиболее ярко развернулся в период начала Первой мировой войны. Пермскую епархию возглавлял последний тогда пермский архипастырь Андроник.

В полном взаимопонимании он трудился на протяжении двух лет вместе с назначенным осенью 1914 года на должность ректора Духовной семинарии архимандритом Пименом, бывшим до того помощником начальника Урмийской миссии (в Персии). В первой же встрече его с семинаристами они почувствовали в нем истинного патриота России. От лица учительской корпорации нового ректора приветствовал инспектор Н.И.Знамировский. Они сумели в короткие сроки силами семинаристов превратить второй этаж главного корпуса в казармы для мобилизованных, а третий - в лазарет. Семинаристам приходится учиться в стесненных условиях: часть классов располагается в гардеробной, и даже (младшие классы) - в квартире ректора. Но частые выступления ректора перед учащимися, воскресные беседы в часовне Стефанова братства, замечательные детские праздники сплачивают верующих. Ректор разъясняет суть своей "русской идеи": Церковь с ее подвижниками, не боящимися ни усталости, ни гонений, - движущее начало для России. "Глубокое просвещение, идущее от подвижников Церкви, возможного лишь ценой самопожертвования, жертвами удобства, покоя, самолюбия..."

На Поместном Соборе

Н.И.Знамировский - участник пермской делегации Поместного Всероссийского Собора в Москве 1917-1918 гг. Инспектор берет слово неоднократно. После доклада епископа Омского в защиту церковнославянского языка он скажет о важности поправления и перевода богослужебных книг, в частном же порядке - "для ознакомления верующих с содержанием церковных молитв", допуская распространение богослужебных книг на русском языке. Поддерживает владыку Андроника при обсуждении церковнобогослужебного устава, чтобы составить от имени Собора особое послание, где высказать отношение Собора к вопросу о сокращении нашего типикона. Именно полнота отправляемого богослужения, как, например, в Белогорском монастыре, - дорога верующему народу.

Важным моментом в ходе Собора было обсуждение вопроса о приходе и статей приходского устава. В дискуссии о выборности клира первым от пермской церкви слово взял Н.И.Знамировский. Он подверг критике выборность, которая в силу разношерстности состава прихода может привести к печальным последствиям, и предложил выход: избрание на освободившуюся должность приходского пастыря епархиальным епископом совместно с членами епископского совета в присутствии членов благочиния и даже прихода. О "чудных хождениях по домам христиан" в бытность свою в Японии поведал архиепископ Андроник, доказывая значение хорошего знания своих прихожан пастырями, включая и владыку.

Очень много дало Н.И.Знамировскому присутствие на Поместном Соборе для жизненного опыта, пригодившегося в будущем. Способствовало этому и его близкое общение с владыкой Андроником, предложения которого он всегда поддерживал, и ректором ПДС архимандритом Матфеем (Померанцевым). Сама атмосфера Собора и условия в стране - закрытие церквей, семинарий, репрессии против священства, политика "обновленчества" - помогали росту духовного видения Знамировского. Он горячо поддержал мысль активного борца с властью насильников о.Матфея - о необходимости срочного избрания Святейшего Патриарха Тихона.

Рукоположения

Краткие отрывочные сведения, порой из уст осведомителей ГПУ, дают представление о последующем периоде жизни Н.И.Знамировского.

Несмотря на его активную позицию на духовном поприще и способности к проповеднической деятельности, он не стал в молодые годы священником. В царской России священником мог стать только женатый мужчина, а неженатый (целибат) - не ранее своего 50-летия. А он как раз был холост, жил со своей матерью. Однако Поместный Собор 1917-18 гг. снизил этот порог до 40 лет. Тогда и открылась для Н.И. Знамировского возможность принять сан священника.

1919 г. году отступил с Белой армией в Сибирь. В целибатном состоянии рукоположен в сан священника, возведен в сан протоиерея. С 1921 г. служил в г.Шадринске. В 1923 г. арестовывался по делу епископа Льва (Черепанова).

Современники говорили и о его "склонности к монашеской жизни" (еще в семинарии). Однако в разговорах причины не реализованности этого шага объясняли так: якобы его удерживало от пострига личное несогласие с той частью процедуры пострижения в монахи, где требовалось отречься от родителей. Он слишком любил свою мать, чтобы дать сей обет...

Хиротония

У хиротонии Знамировского во епископы своя предыстория. В мае 1917 года в епархии проходили выборы епископа Екатеринбургского. Кажется странным, но он был кандидатом номер один, хотя даже не имел священнического сана. Читаем в "Екатеринбургских епархиальных ведомостях": "...Временное управление епархией поручено второму викарию Оренбургской епархии Преосвященному Серафиму, епископу Челябинскому. 20 мая епископ Серафим прибыл в Екатеринбург. 21 мая в его присутствии происходило на епархиальном съезде избрание кандидата во епископа Екатеринбургской церкви. Избранным оказался инспектор Пермской Духовной семинарии, коллежский советник Николай Иванович Знамировский, получивший из 277 всего 138 избирательных голосов". Это говорит о его авторитете в епархии. Однако затем собрание изменило свою точку зрения. Спустя четыре дня единогласно на Екатеринбургскую кафедру был избран Преосвященный Серафим, епископ Челябинский.

Через четыре года Патриарх Тихон, знавший Знамировского как активного участника Поместного Собора, возведет его в сан епископа и направит служить на Урал. В монашество он, кстати, был пострижен за два дня до хиротонии во епископы, оставив прежнее имя Николай и став Стефаном.

Под "приглядом"

Несмотря на аресты и ссылки, в конце 20-х гг. епископ Стефан, переместившись в Казань, посещает Пермь проездом, ведет переписку с бывшими учениками по семинарии. Так, в 1927 г. из сообщения очередного "соглядатая" узнаем, что епископ приезжал в Пермь и освящал церковку в Балмошной, построенную в память "об освобождении от большевиков в 1918 г.". Вместе с ним вел службу священник Вячеслав Попов из Оханского уезда, а затем епископ Стефан "речь говорил". Здесь же указывается на контакты о.Стефана в доме старосты этой церкви, где он встречался с епископом Хрисанфом, протоиереем Николаем Богородицким и "ссыльным архимандритом". Любопытно, что отмечено: "место подходящее, полное воспоминаний" (по-видимому, вблизи от того места, где был расстрелян Михаил Романов).

Далее - фраза: "Тем более, что Богородицкий со Знамировским в близких отношениях. Знамировский в письмах зовет Б. "Колечка". Недаром Колечка старается увезти в Казань посылки, собирает их у почитателей, купил даже посох, якобы на толкучке, говорили, хороший, с серебряным набалдашником. Чувствуется какая-то связь нашей черной сотни с казанским вождем Стефаном".

И это не единственная подробная архивная иллюстрация к будням той поры епископа Стефана. Приведем фрагмент из книги П.Агафонова о пермском духовенстве, где на примере прихода с.Копалино Чусовского района показано, каким уважением пользовался владыка Стефан: "У копалинских прихожан власти, выше Стефана Шадринского, видимо, нет, они не подчиняются ни Петру (Полянскому), ни Сергию (Страгородскому), ни Григорию (Яцковскому) и никому другому". Коллега владыки по семинарии Игнатьев писал, что епископ Стефан "пользовался такой популярностью, что за ним, когда он шествовал, всегда следовала толпа поклонников".

Все это приводило безбожников в ярость.

Вот биографическая справка о епископе Стефане:

В 1926-1927 гг. временно управляющий Свердловской епархией.

31 августа 1936 г. постановлением особого совещания НКВД приговорен к пяти годам ссылки в Северный край.

Послесловие

Эту скорбную дату завершения земной жизни подвижника и мученика архиепископа Стефана уточнила Анна Малыхина из Сыктывкара, где он и был расстрелян. Ей принадлежит заслуга и в поиске и изучении архивных документов о датах семи арестов и ссылках, особенно относящихся к скитаниям последних лет. Место последнего его пребывания - Верхне-Човская колония под Сыктывкаром. Место расстрела и вечного упокоения - кладбище оной, где в морозы 1942 года на 64-м году жизни он был зарыт в землю "в специально отведенном месте".

Спаси вас, Господи, Анна, за эти поиски! Теперь необходимо довести дело до конца - передать эти материалы в комиссию по канонизации новомучеников и исповедников.

Вечная память архиепископу Стефану!

Е.Харитонова, кандидат исторических наук
г.Пермь

http://www.vera.mrezha.ru/493/11.htm