Исследовательская работа на тему: «Почему загорается лампочка. Учебный проект "тайны электричества" Проект объект исследования работа тока


Единица измерения силы тока За единицу силы тока принимают силу тока, при которой отрезки параллельных проводников длиной 1 м взаимодействуют с силой Н (0, Н). Эту единицу называют АМПЕР (А). -7


Ампер Андре Мари Родился 22 января 1775 в Полемье близ Лиона в аристократической семье. Получил домашнее образование.. Занимался исследованиям связи между электричеством и магнетизмом (этот круг явлений Ампер называл электродинамикой). Впоследствии разработал теорию магнетизма. Умер Ампер в Марселе 10 июня 1836.






Uk-badge uk-margin-small-right">


Алессандро Волта итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве. Алессандро Вольта родился в 1745,был четвёртым ребенком в семье. В 1801 году получил от Наполеона титул графа и сенатора. Умер Вольта в Комо 5 марта 1827.




Электрическое сопротивление Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника. R = R = ρ S R-сопротивление ρ-удельное сопротивление - длина проводника S-площадь поперечного сечения




Ом Георг ОМ (Ohm) Георг Симон (16 марта 1787, Эрланген - 6 июля 1854, Мюнхен), немецкий физик, автор одного из основных законов, Ом занялся исследованиями электричества. В 1852 году Ом получил пост ординарного профессора. Ом скончался 6 июля 1854 года.. В 1881 году на электротехническом съезде в Париже ученые единогласно утвердили наименование единицы сопротивления- 1 Ом.




2.1 Электрический ток и его использование

2.2 Электрические схемы

2.3 Электрические приборы

    Заключение

    Список литературы и сайтов.

Введение.

Одним из первых, чьё внимание привлекло электричество, был греческий философ Фалес Милетский, который в VII веке до н. э. обнаружил, что потёртый о шерсть янтарь приобретает свойства притягивать лёгкие предметы. Однако долгое время знание об электричестве не шло дальше этого представления

В 1600 году появился сам термин электричество («янтарность»), а в 1663 году магдебургский бургомистр Отто фон Герике создал электростатическую машину в виде насаженного на металлический стержень серного шара, которая позволила наблюдать не только эффект притягивания, но и эффект отталкивания.

В 1729 году англичанин Стивен Грей провёл опыты по передаче электричества на расстояние, обнаружив, что не все материалы одинаково передают электричество.

В 1733 году француз Шарль Дюфе установил существование двух типов электричества стеклянного и смоляного, которые выявлялись при трении стекла о шёлк и смолы о шерсть.

В 1745 г. голландец Питер ван Мушенбрук создаёт первый электрический конденсатор - Лейденскую банку. Примерно в эти же годы работы по изучению атмосферного электричества вели и русские учёные - Г. В. Рихман и М. В. Ломоносов.

Первую теорию электричества создаёт американец Бенджамин Франклин, который рассматривает электричество как «нематериальную жидкость», флюид («Опыты и наблюдения с электричеством», 1747 год). Он также вводит понятие положительного и отрицательного заряда, изобретает молниеотвод и с его помощью доказывает электрическую природу молний. Изучение электричества переходит в категорию точной науки после открытия в 1785 году закона Кулона.

Майкл Фарадей - основоположник учения об электромагнитном поле.

Далее, в 1791 году, итальянец Гальвани публикует «Трактат о силах электричества при мышечном движении», в котором описывает наличие электрического тока в мышцах животных. Другой итальянец Вольта в 1800 году изобретает первый источник постоянного тока - гальванический элемент, представляющий собой столб из цинковых и серебряных кружочков, разделённых смоченной в подсоленной воде бумагой.

В 1802 году Василий Петров обнаружил вольтову дугу.

В 1820 году датский физик Эрстед на опыте обнаружил электромагнитное взаимодействие. Замыкая и размыкая цепь с током, он увидел колебания стрелки компаса, расположенной вблизи проводника.

Французский физик Ампер в 1821 году установил, что связь электричества и магнетизма наблюдается только в случае электрического тока и отсутствует в случае статического электричества. Работы Джоуля, Ленца, Ома расширяют понимание электричества. Гаусс формулирует основную теорему теории электростатического поля (1830).

Опираясь на исследования Эрстеда и Ампера, Фарадей открывает явление электромагнитной индукции в 1831 году и создаёт на его основе первый в мире генератор электроэнергии, вдвигая в катушку намагниченный сердечник и фиксируя возникновение тока в витках катушки. Фарадей открывает электромагнитную индукцию (1831) и законы электролиза (1834), вводит понятие электрического и магнитного полей. Анализ явления электролиза привёл Фарадея к мысли, что носителем электрических сил являются не какие-либо электрические жидкости, а атомы - частицы материи. «Атомы материи каким-то образом одарены электрическими силами», - утверждает он. Фарадеевские исследования электролиза сыграли принципиальную роль в становлении электронной теории. Фарадей создал и первый в мире электродвигатель - проволочка с током, вращающаяся вокруг магнита. Венцом исследований электромагнетизма явилась разработка английским физиком Д. К. Максвеллом теории электромагнитных явлений. Он вывел уравнения, связывающие воедино электрические и магнитные характеристики поля в 1873 году.

В 1880 году Пьер Кюри открывает пьезоэлектричество. В том же году Д. А. Лачинов показал условия передачи электроэнергии на большие расстояния. Герц экспериментально регистрирует электромагнитные волны (1888 год).

В 1897 году Джозеф Томсон открывает материальный носитель электричества - электрон, место которого в структуре атома указал впоследствии Эрнест Резерфорд.

В XX веке была создана теория Квантовой электродинамики. В 1967 году был сделан очередной шаг на пути изучения электричества. С. Вайнберг, А. Салам и Ш. Глэшоу создали объединённую теорию электрослабых взаимодействий.

Электричество.

Электрический ток и его использование.

Электри́ческий ток - направленное (упорядоченное) движение частиц или квазичастиц.

Такими частицами могут являться:

в металлах - электроны,

в электролитах - ионы (катионы и анионы)

В газах - ионы и электроны,

в вакууме при определённых условиях - электроны,

в полупроводниках - электроны и дырки (электронно-дырочная проводимость).

Иногда электрическим током называют также ток смещения, возникающий в результате изменения во времени электрического поля.

Электрический ток имеет следующие проявления:

нагревание проводников (не происходит в сверхпроводниках);

изменение химического состава проводников (наблюдается преимущественно в электролитах);

создание магнитного поля (проявляется у всех без исключения проводников).

В теории электрических цепей за ток принято считать направленное движение носителей заряда в проводящей среде под действием электрического поля.

Током проводимости (просто током) в теории электрических цепей называют количество электричества, протекающего за единицу времени через поперечное сечение проводника: i=q/t, где i - ток. А; q = 1,6·109 - заряд электрона, Кл; t - время, с.

Это выражение справедливо для цепей постоянного тока. Для цепей переменного тока применяют так называемое мгновенное значение тока, равное скорости изменения заряда во времени: i(t)= dq/dt.

Электрический ток возникает тогда, когда на участке электрической цепи появляется электрическое поле, или разность потенциалов между двумя точками проводника. Разность потенциалов между двумя точками электрической цепи называют напряжением или падением напряжения на этом участке цепи.

Электрические схемы

Простейшая электрическая цепь может содержать всего три элемента:

Источник

Соединение проводов.

Однако реальные работающие цепи намного сложнее. Помимо основных элементов они содержат различные выключатели, пускатели, устройства защиты, реле, электроизмерительные приборы, розетки, вилки и др.

При сборки электрических цепей электромонтажник руководствуется принципиальной электрической схемой и монтажной электрической схемой

Принципиальная электрическая схема

Это схема, в которой каждая деталь обозначается графически, и после изучения которой, нам становится ясно, каким образом они все соединяются между собой.

Принципиальные схемы являются важнейшими из схем, так как они позволяют понять, как функционирует устройство в целом.

Вы не найдете на принципиальных схемах изображения самого устройства, с клеммами или выводами, к которым паяются или зажимаются под винтовое соединение провода, для этого служат монтажные схемы.

Мантажная электрическая схема

Монтажная схема (схема соединений) определяет размещение радиодеталей и устройств, жгутов и проводов на шасси, расшивочных панелях, а также места и точки создания электрического контакта.

Монтажная схема составляется в соответствии с принципиальной схемой изделия и является главным документом при электрическом монтаже аппаратуры.

Составляя монтажную схему, предусматривают такое размещение каскадов и узлов, чтобы соединительные провода между ними были наименьшей длины, а их прокладка исключала электрические наводки и давала удобный доступ ко всем элементам схемы. Контроль выполненного монтажа производится по монтажной и принципиальной схемам

Все элементы, входящие в состав изделия, имеют графическое изображение, схожее с общим видом детали, и тот же номер, что на принципиальной схеме.

Провода в электромонтажных схемах нумеруются двойными числами: первое число обозначает порядковый номер электрической линии, имеющей один и тот же потенциал, второе - порядковый номер проводника, принадлежащий одной и той же линии.

Все провода, присоединенные к одной клемме, имеют одинаковые номера.

Многожильные кабели также нумеруются и номер вписывают на изображенном конце кабеля.

Марка кабеля, количество жил и их сечение, количество занятых жил - указываются на схеме вдоль линии кабеля. Каждая жила имеет свой номер в пределах кабеля.

Электрические приборы.

Электри́ческий прибо́р или электроприбор - это техническое устройство, приводимое в действие с помощью электричества и выполняющее некоторую полезную работу, которая может выражаться в виде механической работы, выделения теплоты и др. или предназначенное для обеспечения работы других электроприборов.

Электрические приборы это различные чайники, кофеварки, мясорубки, пароварки, мультиварки, микроволновые печи, фены, утюги, напольные вентиляторы, увлажнители воздуха и т.д. Все электрические приборы имеют освидетельствование лаборатории технического контроля, а также инструкции или техническое описание по его применению.

В настоящее время широко используются электрические отопительные приборы. Они позволяют поддерживать нужную температуру в любых помещениях производственного или бытового назначения. Обычно они имеют несложную конструкцию, небольшие габариты, экономят электроэнергию. К ним можно отнести: электрокамины, электрические калориферы, радиаторы, отражающие печи, нагреватели напольные, конвекторы и др.

В электроэнергетике электроприбор рассматривается как «потребитель», «нагрузка» или «активное сопротивление».

Бытовой электроприбор - это электрическое или электромеханическое устройство, выполняющее некоторую работу в домашнем хозяйстве, например, приготовление пищи, уборка и т. д. Бытовые электроприборы являются разновидностью бытовой техники.

Бытовые электроприборы по традиции разделяют на крупные и мелкие.

Крупные бытовые электроприборы отличаются достаточно большими размерами и массой, чтобы их переноска была затруднена. Они устанавливаются в определённом месте и подключаются к сети электроснабжения.

Примеры крупных бытовых электроприборов:

    кондиционер;

    холодильник;

    стиральная машина.

Мелкие бытовые электроприборы портативны. При использовании их устанавливают на столах и других поверхностях или держат в руках. Часто они оснащены ручками для удобства переноски. Мелкие бытовые электроприборы могут работать как от сети, так и от батареек.

Примеры мелких бытовых электроприборов:

    тостер;

    миксер;

    фен.

Заключение.

Использование электричества обеспечивает довольно удобный[источник не указан 510 дней] способ передачи энергии, и в силу этого оно было адаптировано для существенного и по сей день растущего спектра практических приложений.

Одним из первых общедоступных способов применения электричества было освещение; условия для этого оказались созданы после изобретения лампы накаливания в 1870-х годах. Создателем лампы накаливания является русский электротехник А.Н. Лодыгин.

Первая лампа накаливания представляла собой замкнутый сосуд без воздуха с угольным стержнем.. Хотя с электрификацией были сопряжены свои риски, замена открытого огня на электрическое освещение в значительной степени сократила количество возгораний в быту и на производстве.

В целом, начиная с XIX века, электричество плотно входит в жизнь современной цивилизации.

Электричество используют не только для освещения, но и для передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), а также для приведения механизмов в движение (электродвигатель), что активно используется на транспорте (трамвай, метро, троллейбус, электричка) и в бытовой технике (утюг, кухонный комбайн, стиральная машина, посудомоечная машина).

Моё личное мнение о электричестве

Многие люди давно задаются вопросом откуда,как и для чего нам электричество. Некоторые люди обращаться с этим вопросом к своим гаджетам но и в них ведь тоже есть электричество. Куда не посмотри везде есть электричество. Например возьмём часы,ну подумаешь часы вещь которая может работать без питания энергии тоже работает от электричества.

У нас в доме полно приборов которые без электричества не могут работать. Даже книги уже электроные.

Везде есть электричество,даже на сегодняшний день изобрели машину которая ездит не на бензине а на электричестве.

Да и машина всё равно зависит от электричества

Подведём итог. Без электричества люди в принципе не могут нечего делать не работать, не читать, не ездить куда-то и тд.

Так что электричество сама нужная вещь на земле.

Список литературы и сайтов.

Сайты на которых я брала материал:

Радио любитель

Википедия

Электро –гуру

Электрик –дом

Радио – скот

Список литературы

Технология 8 класс Н.В Матяш

Щукин Даниил, ученик 3 класса

Работа посвящена экспериментально-исследовательскому изучению тайн электричества. Описаны опыты с наэлектризованными телами, объясняющие существование, взаимодействие и движение электрических зарядов. Автор проводит опыты с электрической цепью, объясняющие, как и где живёт электричество, почему горит электрическая лампочка. Экспериментально доказал, что вода-проводник электричества. Презентация наглядно знакомит учеников 3-7 классов с этим физическим явлением.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»

Разделы: ФИЗИКА. Учебный проект.

Российская Федерация, Иркутская область

Усть - Удинский район, посёлок Усть-Уда

ТЕМА ПРОЕКТА:

« Тайны электричества »

Щукин Даниил Андреевич

Обучающийся 3 класса

Школа п.Усть-Уда

Руководитель:

Покрасенко Елена Николаевна,

Учитель начальных классов высшей

Квалификационной категории

Муниципального общеобразовательного

Учреждения средняя общеобразовательная

Школа п.Усть-Уда

2011 год

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ………………………………………………… 3

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3

1.1 История изучения электричества……………………………………… 6

1.2 Что такое электричество? ………………………………………………… 7

1.3 Когда возникает электричество? ………………………………………… 8

1.4 Источники тока…………………………………………………………… 8

1.5 Где живёт электричество? …………………………………………………10

Выводы по 1 главе……………………………………………………………… 10

2.1 Методики и методы исследования ……………………………………… 11

2.2 Анализ результатов решения познавательных задач …………………... 11

Выводы по 2 главе………………………………………………………………. … 12

3.1. Этапы и содержание экспериментов………………………...………… 13

3.2. Результаты контрольного эксперимента………………………...

Выводы по 3 главе………………………………………………………………. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… ………… 14

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………… …… …… 15

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………… 15

Краткая аннотация

В данном исследовательском проекте автор поставил цель:

Использовались следующие методы:

  1. при изучении сведений о данном явлении из книг, энциклопедий и Интернет -ресурсов;
  2. при наблюдении за электризацией тел;
  3. при проведении экспериментальных опытов, доказывающих существование электричества.

Основная часть работы включает в себя теоретический анализ изучения электричества в современной литературе, практическую часть и обобщение полученных сведений Для доказательства теоретических знаний автор провёл такие эксперименты:

  1. Электричество – волшебник.

ВВЕДЕНИЕ

С детства меня интересуют вопросы необычных явлений в окружающем меня мире.

И, как выясняется, не одного меня.

Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего, всего боялся.
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,
Лучше просто все узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он земли науку,
Кратко "физикой" назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал.

Я узнал, что "Физика" – это греческое слово и в переводе означает "природа".

Для меня физика – интереснейшая наука. Физика меня интересует и практическими опытами, и постоянными открытиями в познании окружающего мира. Знания по физика помогает понять современную технику, грамотно ею пользоваться и даже грамотно делать свои небольшие изобретения. Я понимаю, что ее надо изучать с большим вниманием, доходить до самой сути и не рассчитывать на легкий успех. Наука – не развлечение, не всё весело и занимательно. Она требует настойчивого труда.

Однажды я вычесывал, шерсть у кота Рыжика. Я делал это так усердно, что я слышал даже слабое потрескивание. А когда я свою пластмассовую расческу поднёс к мелким бумажкам, которые лежали на стуле, то они буквально прилипли к ней!

И провёл ещё несколько «фокусов» с воздушным шариком.

Я надул воздушный шарик, потер его, но уже о волосы одноклассницы и … он «приклеился» к стене, ко мне, к волосам…

Мне стало очень интересно, что же все-таки происходит, и обратился к своему учителю. У нас возникли вопросы:

  • «Что происходит с волосами?»,
  • «Какое явление мы наблюдаем?»,
  • «Как оно называется?».

Работая над проектом, я побывал в роли физика-экспериментатора. Ведь только добытое опытным путем знание можно считать верным. Предметом нашего исследования стали необыкновенные явления.

В результате возникла тема исследования: «Тайны электричества» _

2.Цель исследования .

Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим.

Мы задали себе и взрослым вопрос: «Что такое электричество? Где оно живёт? Как оно возникает?». Поставили перед собой ЦЕЛЬ: - выяснить, что такое электричество, что такое электрический ток, что такое электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, как оно попадает в дома.

3. Задачи исследования .

  1. Провести опыты, доказывающие существование электричества
  2. Решить познавательные задачи

№1: «… Только ли пластмассовые предметы при трении о шерсть приобретают свойство притягивать легкие тела?»

№2: «… Только ли о шерсть необходимо натирать тело, чтобы оно приобрело свойство притягивать легкие предметы?»

№3: «… При каких условиях тела приобретают свойство притягивать легкие предметы, является ли трение тел друг о друга необходимым условием для протекания явления?»

  1. Сформулировать ответы на поставленные в начале вопросы.

4. Методы исследования .

опыты, наблюдение, сравнение, обобщение.

5. План работы :

  1. Изучить литературу по данному вопросу;
  2. Провести опыты, доказывающие существование электричества по плану (см. далее Этапы исследования)
  3. Сформулировать ответы на поставленные вначале вопросы.
  4. Совместно с учителем написать отчёт о работе и создать презентацию
  5. Защитить проект на школьной конференции и выступить с докладом перед одноклассниками.

Этапы исследования:

  1. Провести эксперименты с телами из разных веществ (стекло, пластмасса, дерево) и легкими предметами (бумажные кусочки произвольной формы).
  2. Провести опыты со «спрутом» и «трусишкой», объясняющие существование двух видов электрических зарядов.
  3. Механизм работы разных видов электрического тока проверить на опытах с полиэтиленом и тетрадным листом.
  4. Провести опыт с электрической цепью, объясняющий, как и где живёт электричество, почему горит электрическая лампочка
  5. Экспериментально доказать, что вода – проводник электричества.
  6. Экспериментально доказать, что электричество – волшебник..

Структура работы: проектная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Созданная презентация была использована на уроках окружающего мира в 3 классе по программе «Гармония». Автор учебника – Полякова О.Т. и на уроках физики в 7 – 8 классах, как первичное знакомство с понятием «электричество». В презентации представлена в обобщённом виде информация о том, что такое электричество, что такое электрический ток, что такое электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, как оно попадает в дома.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

История изучения электричества

Электричество было известно людям с самых давних времен. Правда, практически измерять электричество человек научился только в начале 19 века. Потом понадобилось еще 70 лет до того момента, когда в 1872 году русский ученый А.Н.Лодыгин изобрел первую в мире электрическую лампочку накаливания.

Но знания о таком явлении как электричество были у людей уже много тысяч лет назад. Ведь ещё древний человек заметил удивительное свойство натертой янтарём шерсти притягивать нитки, пыль и другие мелкие предметы.

Мы узнали, что древние греки очень любили украшения и мелкие поделки из янтаря. Этот камень они называли за его цвет и блеск «ЭЛЕКТРОН», что значит « солнечный камень». О том, что янтарь мог электризоваться знали давно. Впервые ис-

следованием этого явления занялся знаменитый философ древности ФАЛЕС МИЛЕТСКИЙ. Об этом есть даже легенда.

«Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив его в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли, она принялась вытирать его ещё сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. В следующий раз он накупил различных янтарных изделий и убедился, что все они, будучи натёрты шерстяной материей, притягивают лёгкие предметы, как магнит притягивает железо».

Гораздо позже данное свойство было замечено и за другими веществами, такими как сера, сургуч и стекло. И по причине того, что «янтарь» по-гречески звучал как «электрон», эти свойства начали называться электрическими.

Кто изобрел электричество

Что касается электричества, то любопытно, что оно изучается в течение многих тысяч лет, а мы до сих пор не знаем точно, что это такое! Сегодня считают, что оно состоит из крошечных заряженных частиц. Электричество, согласно этой теории, движущийся поток электронов или других заряженных частиц.

Большого прогресса в изучении электричества не было достигнуто до 1672 года. В этом году человек по имени Отто фон Геррик, подержав руку у вращающегося шарика из серы, получил более мощный заряд электричества. В 1729 году Стефан Грей обнаружил, что некоторые вещества, в частности металлы, могут проводить ток. Такие вещества стали называться «проводниками». Он обнаружил, что другие вещества, такие, как стекло, сера, янтарь и воск, не проводят ток. Они были названы «изоляторами».

Следующий важный шаг был сделан в 1733 году , когда француз по имени дю Фэй открыл положительные и отрицательные электрические заряды, хотя он думал, что это были два разных вида электричества . Бенджамин Франклин был первым, кто попытался объяснить, что такое электричество. По его мнению, все вещества в природе содержат «электрическую жидкость». Трение между некоторыми веществами забирает часть этой жидкости с одного вещества, добавляя ее к другому. Сегодня мы бы сказали, что эта жидкость состоит из отрицательно заряженных электронов.

Пожалуй, наука об электричестве начала бурно развиваться с того момента, как в 1800 году Алессандро Вольта изобрел батарею. Это изобретение дало людям первый постоянный и надежный источник энергии и повлекло за собой все важные открытия в этой области.

Что такое электричество?

Выяснилось, что электричество возникает, когда при трении веществ происходит разделение зарядов на два вида - положительные и отрицательные. Одноименные (одинаковые) заряды отталкиваются, разноимённые (противоположные) -притягиваются.

Двигаясь по металлической проволоке - проводнику - заряды создают электрический ток.

Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.

Вывод: Учёные установили, что электричество электронов.

Поток заряженных частиц в одном направлении учёные назвали электрическим током.

Майкл Фарадей доказал, что, электричество трения и электрический ток - одно и то же. Он также доказал, что электрическое поле не может существовать внутри металлической клетки (теперь называемой клеткой Фарадея).

Когда возникает электричество?

Всё вокруг состоит и малюсеньких частиц, которые не видны человеческому глазу, - атомов . Атом состоит из более мелких частиц: в центре - ядро , а вокруг него вращаются электроны . Ядро состоит из нейронов и протонов. Электроны , которые вращаются вокруг ядра, имеют отрицательный заряд (-) , а протоны , которые находятся в ядре, - слетают со своих орбит, меняют траекторию движения. Движение электронов от одного атома к другому приводит к образованию энергии. Эта энергия и называется электричеством .

Вывод: Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается, заряд становится большим и возникает положительный (+). Обычно количество электронов в атоме совпадает с количеством протонов в ядре, поэтому атом не имеет заряда - он нейтрален.

Бывают такие атомы, у которых может не хватать одного электрона. Они имеют положительный заряд (+) и начинают притягивать электроны (-) из других атомов. И в этих, других атомах электроны электрическое напряжение.

Источники тока или откуда берётся электричество в наших домах?

Первый химический источник тока был создан итальянским ученым Алессандро Вольта приблизительно в 1800 году. Первая электрическая батарея (рисунок) Батарея Вольта, или Вольтов столб, была составлена из медных и цинковых кружков,

Они были сложены столбиком: медь-цинк, медь-цинк, медь-цинк, и переложены кружочками сукна, смоченного в соляном растворе.

Сейчас мы получаем электричество благодаря большим электростанциям. На электростанциях есть генераторы - большие машины, которые работают от источника энергии. Обычно источник - это тепловая энергия, которую получают при нагревании воды (пар). А для нагревания воды используют уголь, нефть, природный газ или ядерное топливо. Пар, который образуется при нагревании воды, приводит в действие огромные лопасти турбины, а те в свою очередь запускают генератор.

Энергию можно получить, используя силу воды, падающей с большой высоты: с плотин или водопадов (гидроэнергетика).

Как источник питания для генераторов можно использовать силу ветра или тепло Солнца , но к ним прибегают не часто.

Далее работающий генератор при помощи огромного магнита создаёт п оток электрических зарядов (ток) , который проходит по медным проводам. Чтобы передавать электричество на большие расстояния, необходимо увеличить напряжение. Для этого используют трансформатор - устройство, которое может повышать и понижать напряжение. Теперь электричество с большой мощностью (до 10000 вольт и более) по огромным кабелям, которые находятся глубоко под землёй или высоко в воздухе, движется к месту назначения. Перед тем, как попасть в квартиры и дома, электричество проходит через другой трансформатор, который понижает его напряжение. Теперь готовое к использованию электричество движется по проводам к необходимым объектам. Количество использованного электричества регулируется специальными счётчиками, которые прикрепляются к проводам, которые проложенные через стены и полы. подводят электричество в каждую комнату дома или квартиры. Благодаря электричеству работает освещение и телевидение, различные бытовые приборы.

Где живёт электричество?

Электрические явления были непонятны и опасны для жизни, они вселяли страх. Но постепенно опыт накапливался, и люди начали понимать некоторые из них, научились создавать и использовать электричество в своих нуждах.

Мы знаешь, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и еще в батарейке карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил работать. Оно потрескивает в никелированном теле электроутюга. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Весело распевает в радиоприемниках. Да мало ли что еще может делать электричество.

Современная жизнь немыслима без радио и телевидения, телефонов и телеграфа, осветительных и нагревательных приборов, машин и устройств, в основе которых лежит возможность использования электрического тока.

Возможности электричества поражали: передача энергии и разнообразных электрических сигналов на большие расстояния, превращение электрической энергии в механическую, тепловую, световую …

Ну, а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? Такое, которое живет само но себе? Да, есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках, и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Даже у тебя в комнате. Ты часто держишь его в руках и сам об этом не знаешь. Но его можно обнаружить.

Электричество кругом,

Полон им завод и дом,

Везде заряды: там и тут

В любом атоме «живут».

А если вдруг они бегут,

То тут же токи создают.

Нам токи очень помогают,

Жизнь кардинально облегчают!

Удивительно оно,

На благо нам обращено,

Всех проводов «величество»

Зовется: «Электричество!»

Оно тихое, незаметное, живет всюду. Даже у нас в комнате, мы часто держим его в руках и сами об этом не знаем. Но его можно обнаружить.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ:

  1. Учёные установили, что электричество – это поток мельчайших заряженных частиц – электронов.
  2. Поток заряженных частиц в одном направлении учёные назвали электрическим током .
  3. Каждый электрон несёт небольшой заряд энергии. Когда таких электронов накапливается, заряд становится большим и возникает электрическое напряжение .
  4. В настоящее время человечество использует разные виды источника тока .
  5. В любом из них совершается работа по разделению положительных и отрицательных заряженных частиц.
  6. Разделённые частицы накапливаются на полюсах источника тока , - так называют места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяют проводники (провода).
  7. Один полюс источника тока заряжается
  8. Если полюсы соединить проводником , то под воздействием поля свободные заряженные частицы в проводнике будут двигаться, возникает электрический ток.
  9. Электрические провода, кабели, линии передач – сегодня всё это прочной паутиной окутало жизнь городов и целых стран.
  10. На работе электроэнергии строится не только телефонная связь, но Интернет, телевидение и даже работа почты без электричества сегодня невозможна.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЛЕКТРИЗАЦИИ ТЕЛ

Методики и методы исследования

Цели: получить знания об электризации тел .

Без сомнения, все наше знание начинается с опыта.

Иммануил Кант

Нами использовались следующие методы: опыты, наблюдение, сравнение, обобщение.

Цель всей нашей исследовательской работы – не столько добиться собственных научных результатов, сколько получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования.

Опыт №1 мы провели с расчёской, волосами и шариком.

В результате можно услышать слабое потрескивание, а сами волосы встают дыбом, а шарик - прилипает.

Для опыта № 2 нам понадобились: эбонитовая палочка; кусочки меха, шелка; наборы тел из разных веществ (стекло, пластмасса, дерево) и легкие предметы (бумажные кусочки произвольной формы). Натерев палочку шерстяной тканью, подносим палочку к мелко нарезанным кусочкам бумаги. Кусочки бумаги притягиваются к палочке.

«Что же это за явление? Для ответа на этот вопрос сформулируем и последовательно решим следующие познавательные задачи».
ПЗ №1: «…Только ли эбонитовая палочка при трении о шерсть приобретает свойство притягивать легкие тела?»
ПЗ №2: «…Только ли о шерсть необходимо натирать тело, чтобы оно приобрело свойство притягивать легкие предметы?»
ПЗ №3: «…При каких условиях тела приобретают свойство притягивать легкие предметы, является ли трение тел друг о друга необходимым условием для протекания явления?»
Разработаем метод решения каждой познавательной задачи. Для решения первой познавательной задачи заменим телами эбонитовую палочку из других веществ: эбонита, стекла, стали и т.п., натрём их о шерсть и исследуем их способность притягивать легкие предметы дерева.
Для решения ПЗ №2 в качестве объекта исследования выбираем любое из исследуемых тел. Затем его
натираем о тела из разных веществ: шелка, бумаги, оргстекла и т.п.
Для решения ПЗ №3 будем
менять условия взаимодействия двух любых тел : приведем их в относительное движение без контакта, будем перемещать только одно тело и.т.д .
При проведении первой серии опытов были получены следующие результаты: при натирании о шерсть эбонита, стекла, дерева, стали, тела приобретают свойство притягивать легкие предметы.
При проведении второй серии опытов были получены следующие результаты: при натирании любого тела о шелк, бумагу, оргстекло, последнее приобретает свойство притягивать легкие предметы.
При проведении третьей серии опытов были получены следующие результаты: при отсутствии контакта или трения тел друг о друга явление не происходит.

Обобщенные знания по каждой серии экспериментов.

Ответ на ПЗ №1: любые вещества, кроме металла, который человек держит в руке, после трения о шерсть приобретают способность притягивать другие тела.
Ответ на ПЗ №2: тело приобретает способность притягивать легкие предметы, если его потереть другим телом.
Ответ на ПЗ №3: явление происходит при трении тел друг о друга.
Вывод: эбонитовая палочка стала похожа на магнит, ведь она притягивает бумажки.
Объяснение явления притяжения предметов после их контакта или натирания друг о друга требует знаний о строении вещества. С курса «Окружающий мир» 3 класса нам известно, что все тела состоят из веществ. Вещества состоят из молекул, молекулы – из атомов. Атомы, в свою очередь состоят из более мелких частиц.
Из дополнительной научной литературы я узнал, что любое вещество на свете содержит электроны – мельчайшие носители отрицательного электрического заряда. Ведь электрон – это часть атома. Когда мы трем эбонитовую палочку о мех, некоторые электроны с волосков меха перешли на палочку. Получилось, что палочка приобрела отрицательный заряд, а мех – положительный. При этом и палочка и мех приобрели способность притягивать мелкие предметы.

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основная часть работы включает в себя теоретический анализ изучения электричества в современной литературе и практическую часть. Для проверки выдвинутых гипотез автор провёл такие эксперименты:

  1. Эксперименты проводились с телами из разных веществ (стекло, пластмасса, дерево) и легкими предметами (бумажные кусочки произвольной формы).
  2. Опыты со «спрутом» и «трусишкой», объясняющие существование двух видов электрических зарядов.
  3. Механизм работы разных видов электрического тока мы проверили на опытах с полиэтиленом и тетрадным листом.
  4. Опыты с электрической цепью, объясняющие, как и где живёт электричество, почему горит электрическая лампочка
  5. Экспериментально доказали, что вода – проводник электричества.
  6. Электричество – волшебник.

На основании полученных результатов автором сделаны выводы: что такое электричество, что такое электрический ток, что такое электрическое напряжение, когда оно возникает, как образуется электричество, как оно попадает в дома.

Выводы по главе № 3

Проделав опыты со «спрутом» и «трусишкой», изучив литературу, мы

поняли, что существует два вида электрических зарядов: положительные и отрицательные. Причем, если заряды имеют одноименные заряды , то они отталкиваются. Если разноименные заряды, то они соединяются .

В доказательство этого провели опыт с полиэтиленом и тетрадным листом.

В заключении хочется сделать вывод, что электричество является составной частью ПРИРОДЫ, окружающего МИРА. Электричество это особая форма энергии. В настоящее время человечество использует разные виды источника тока. В любом из них совершается работа по разделению положительных и отрицательных заряженных частиц . Разделённые частицы накапливаются на полюсах источника тока, - так называют места, к которым с помощью клемм или зажимов подсоединяют проводники (провода ). Один полюс источника тока заряжается положительно , другой – отрицательно. Если полюсы соединить проводником, то под воздействием поля свободные заряженные частицы в проводнике будут двигаться, возникает электрический ток.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Электричество является составной частью ПРИРОДЫ, окружающего МИРА. Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей ПЛАНЕТЫ, в пространстве, в самом человеке.

Объединёнными усилиями всего человечества процесс познания электричества происходит стремительно.

Используя свойства электричества, человек создаёт приборы, приспособления и оборудования для улучшения условий жизни, труда, для познания окружающего мира.

Мне понравилось проводить опыты, искать ответы на вопросы.

Оказывается, рядом с нами столько неизвестных нам явлений!

Мы многое не знаем и не можем пока объяснить. Но думаем, что продолжим наши исследования по теме «Электричество».

Данный проект помог мне получить знания по теме «Электричество» и выступить в роли учителя перед одноклассниками и учениками 7-8 классов, защитить свою работу на районной научно-исследовательской конференции и стать её победителем.

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Понятия и термины

Электрический ток - это направленное движение электрически заряженных частиц.

В зависимости от взаимодействия электрического тока с теми или иными веществами эти вещества делят на проводники , полупроводники и диэлектрики .
Проводники – материалы, хорошо проводящие электрический ток.

Диэлектрики - вещества, не проводящие электрический ток.

Полупроводники занимают промежуточное положение между проводниками и диэлектриками по своему сопротивлению прохождения электрического тока.

Постоянный ток – возникает в цепи, если напряжение не меняется с течением времени.

Переменный ток – возникает в цепи, если напряжение меняется во времени.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

В ходе работы нами проводились следующие опыты:

Опыт №1 - с расчёской, волосами и шариком.

Надо взять пластмассовую расческу и несколько раз провести по волосам, в результате можно услышать слабое потрескивание, а сами волосы встают дыбом, а шарик - прилипает.

Следующим объектом была у нас пластмассовая линейка. Поставить яйцо в рюмку и уравновесить на нём линейку. Снова хорошо расчесаться и поднести к концу линейки. Линейка будет поворачиваться за расческой.

Опыт № 2. «Электрический спрут».

Спрут сделается из полоски газеты. Отрезается от края газетного листа полоса шириной 8 см и нарезается из неё восемь «щупальцев». «Спрут» кладется на стул, протирается шерстяной тряпочкой. Наэлектризованный спрут поднимается. Его «щупальца» растопыриваются колоколом. Засовывается рука снизу внутрь этого колокола. Щупальца её схватывают, облепляют.

Опыт № 3 . «Электротрусишка».

Изготовление «электротрусишки». Надо взять кукольную головку, насадить ее на авторучку. Ручку укрепить на подставке. Из фольги сделать трусишке шапочку и приклеить ее к голове. «Волосы» вырезаются из папирусной бумаги полосками по 2-3 мм шириной и 10 см длиной и тоже приклеиваются к шапочке. Эти волосы будут свисать в беспорядке.

Надо хорошенько расчесаться и поднести расческу к трусишке. Его волосы зашевелятся, а если коснуться шапочки, то волосы встанут дыбом!

Опыт № 4 с полиэтиленовыми листами.

Взять два полиэтиленовых листа. Натереть их тетрадным листом. Поднять их, взяв за один конец. Они должны разойтись в разные стороны, но стоит между ними вставить тетрадный лист, они должны прильнуть к нему.

Опыт №5. Электрическая цепь

Собрать электрическую цепь, которая состоит из батарейки, проводов и лампочки. При замыкании электрической цепи лампочка должна загораться.

Опыт №6. Вода – проводник электричества.

Электрический ток будет проходить через воду, которая находится в специальном стакане. При замыкании цепи лампочка не должна зажечься. Если добавить в воду обыкновенную пищевую соль, при замыкании цепи, лампочка должна гореть.

Опыт №7. Электричество – волшебник.

Собрать электрическую цепь, которая состоит из батарейки, проводов и железного гвоздя, обмотанного проволокой. Приготовить мелкие железные предметы (булавки, скрепки, кнопки).

При замыкании цепи мелкие предметы прилипают к гвоздю, как к магниту. При размыкании цепи – предметы падают на стол.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (презентация экспериментов) .

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (слайдовая презентация «Научные слова, которые я узнал» Я, конечно, заинтересовался тем, что происходит.

И провёл ещё несколько «фокусов» с воздушным шариком.

Я надул воздушный шарик, потер его, но уже о волосы одноклассницы и … он « приклеился » к стене, ко мне, к волосам…

Мне стало очень интересно, что же все-таки происходит, и обратился к своему учителю. У нас возникли вопросы:

«Что происходит с волосами?»,

«Какое явление мы наблюдаем?»,

«Как оно называется?».

В результате возникла тема исследования:

«Что такое электричество и где оно живёт?»

2.Цель исследования .

Определить цель исследования – значит выяснить, зачем мы его проводим.

Мы задали себе и взрослым вопрос: «Что такое электричество? Где оно живёт? Как оно возникает?».

Мы поставили перед собой ЦЕЛЬ: - выяснить, что такое электричество и где мы можем его встретить.

3. Задачи исследования .

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Провести опыты , доказывающие существование электричества;

3. Сформулировать ответы на поставленные вначале вопросы.

4. Нами использовались следующие методы исследования:

опыты, наблюдение, сравнение, обобщение.

5. План экспериментальной работы .

Опыт №1 мы провели с расчёской, волосами и шариком .

В результате можно услышать слабое потрескивание, а сами волосы встают дыбом, а шарик - прилипает.

Вывод: Явления, которые мы наблюдали, называются электрическими явлениями. Впервые этими явлениями занялся знаменитый философ древности Фалес Милетский. Об этом существует легенда.

Следующим объектом была у нас пластмассовая линейка. Поставим яйцо в рюмку и уравновесим на нём линейку. Снова хорошо расчешемся и поднесём к концу линейки. Линейка будет поворачиваться за расческой.

Объяснение одно: расческа наэлектризована, приобрела способность притягивать легкие тела. Значит, притяжение вызвано электричеством .

Опыт № 2. «Электрический спрут».

Спрут сделаем из полоски газеты.

Нарежем из неё восемь «щупальцев».

Положим на стул, протрём шерстяной тряпочкой.

Наэлектризованного спрута поднимем.

Его «щупальца» растопырятся колоколом.

Засунем руку снизу внутрь этого колокола.

Щупальца её схватят, облепят.

Мы поняли, почему щупальца облепили мою руку, ведь электричество притягивает .

Но почему щупальца с самого начала колоколом растопыриваются?

Они же должны были один к другому притянуться, слипнуться…

Опыт № 3. «Электротрусишка».

Изготавливаем «электротрусишку».

Теперь хорошенько расчешемся и поднесём расческу к трусишке.

Его волосы зашевелятся, а если коснёмся шапочки, то волосы встанут дыбом!

Вывод: Оказывается, в природе существует

Два вида электрических зарядов: положительные и отрицательные.

Щупальца спрута состоят из одного вещества . Полоски оттолкнулись потому, что они зарядились одинаково .

Вывод: одноимённые заряды отталкиваются

Разноимённые (противоположные) заряды – притягиваются (рука и газета)

4. Опыт № 4 помог нам проверить эти выводы

Возьмём два полиэтиленовых листа.

Натрём их тетрадным листом.

Теперь поднимем их, взяв за один конец.

Мы увидим, что они разошлись в разные стороны, но стоит между ними вставить тетрадный лист, они, как спрут, прильнут к нему.

Сделаем вывод , что тетрадный лист и полиэтилен – разные материалы ,

поэтому они имеют разноименные заряды , а значит – слипаются

друг с другом. Два полиэтиленовых листа – одноименные заряды , значит – отталкиваются .

Выводы: Я узнал, что электричество было всегда и повсюду !

Есть электричество «дикое, неприрученное». Оно живёт само по себе.

А есть ли электричество «домашнее, ручное »? Есть. Человек его «изловил» и заставил работать.

Как узнать, где живёт электрический ток? Как он существует? Почему горит электрическая лампочка? Я решил провести ещё один опыт.

8. Опыт №5. Электрическая цепь

Соберём электрическую цепь , которая состоит из батарейки, проводов и лампочки.

Вывод: При замыкании электрической цепи лампочка загорелась.

9. Опыт №6 доказал нам, что Вода – проводник электричества.

Усложним нашу цепь. Теперь электрический ток будет проходить через воду, которая находится в специальном стакане. При замыкании цепи лампочка…

НЕ ЗАЖГЛАСЬ!

Попробуем по-другому. Добавим в воду обыкновенную пищевую соль. Тщательно размешаем. Теперь замкнём цепь. Лампочка ГОРИТ!

10. Опыт №7 Электричество – волшебник.

Собрали новую электрическую цепь, которая состоит из батарейки, проводов и железного гвоздя, обмотанного проволокой. Приготовили мелкие железные предметы (булавки, скрепки, кнопки).

Теперь цепь замкнём. И что мы видим?

Мелкие предметы прилипают к гвоздю, как к магниту!

Разомкнём цепь – предметы падают на стол! (хотя и не сразу)

В заключении я сделал вывод, что электричество является составной частью ПРИРОДЫ, окружающего МИРА Оно присутствует во всём: в каждой частичке нашей ПЛАНЕТЫ, в пространстве, в самом человеке.

Используя свойства электричества, человек создаёт приборы, приспособления и оборудования для улучшения условий жизни, труда, для познания окружающего мира.


Мне понравилось проводить опыты, искать ответы на вопросы.

Оказывается, рядом с нами столько неизвестных нам явлений!

Мы многое не знаем и не можем пока объяснить. Но думаем, что продолжим наши исследования по теме «Электричество».

Данный проект помог мне получить знания по теме «Электричество», с которыми я хочу вас познакомить (см. слайдовую презентацию «Научные слова, которые я узнал») Спасибо за внимание!

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики, информатики и естественных наук

Кафедра безопасности жизнедеятельности и прикладных технологий

Электрический ток и его

воздействие на организм человека.

Руководитель работы:

заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и прикладных технологий, доктор технических наук, профессор

Владимир Анатольевич

Работу выполнила:

Деулина Юлия

Студентка 1 курса

МГПУ ИМИиЕН ЕСБ-161

г. Москва


Актуальность

  • Мы настолько привыкли к безопасности и надежности электроприборов, что, вставляя в розетку вилку от утюга или компьютера, не задумываемся о печальной статистике.
  • Каждый год от поражения электрическим током в России гибнет до

30 тысяч человек


Новизна

В образовательных учреждениях не проводят профилактических мер со школьниками 5-7 классов по предотвращению электротравматизма


Цель

Профилактика и предотвращение детского травматизма от поражения электрическим током, обучение детей, учащейся молодежи и работников отрасли образования основам правил электробезопасности.


Проблема

Из-за незнания техники безопасности и правил обращения с электрическим током, у учащихся возрастает риск электротравматизма.


Гипотеза

Если школьники будут знать об опасности и видах поражения электрическим током, то меньше будет риск возникновения электротравм у детей.


Задачи

  • причины электротравматизма
  • действие электрического тока
  • виды поражения электрическим током
  • средства и способы защиты человека от поражения электрическим током
  • действие электрического тока на организм человека
  • меры первой помощи при поражении током
  • Проинформировать как можно больше людей с профилактикой детского электротравматизма
  • Проведение социологического опроса

Анкетирование

  • Знаете ли Вы причины электротравматизма?
  • Знаете ли Вы действие электрического тока?
  • Знаете ли Вы виды поражения электрическим током?
  • Знаете ли Вы средства и способы защиты человека от поражения электрическим током?
  • Знаете ли Вы действие электрического тока на организм человека?
  • Знаете ли Вы меры первой помощи при поражении током?

Выдержки из анкет

  • Знаете ли Вы причины электротравматизма?
  • Да, ударило током (Диана Ш.)
  • Да, допустим если вы залезете в электробудку или неаккуратно пользоваться электриборами, то может шибануть током.(Милена Е.)
  • Знаете ли Вы виды поражения электрическим током?
  • Да, знаю. Докасание до проводов.(Юлия Г.)
  • Знаете ли Вы средства и способы защиты человека от поражения электрическим током?
  • Да, не сувать пальцы в разетку (Ксения С.)
  • Знаете ли Вы меры первой помощи при поражении током?
  • Да, облить водой и засыпать землей. (Максим К.)

На остальные вопросы, в большинстве своем, был ответ «нет»


Причины электротравматизма

социальные

организационные

технические

психофизиологические


Действие электрического тока

Термическое

Механическое

Электролитическое

Биологическое


Виды поражения электрическим током

Электрические травмы

Электрический удар

электрические ожоги

1 степень – без потери сознания

электрические знаки

2 степень – с потерей сознания

электрометаллизация кожи

3 степень – без поражения работы сердца

механические повреждения

4 степень – с поражением работы сердца и органов дыхания

электроофтальмия


Средства защиты от поражения электрическим током

общетехнические

специальные

индивидуальные

Защитное заземление

Изоляция

изолирующие штанги

изолирующие электроизмерительные клещи

Ограждения

Защитное зануление

Блокировка

Защитное отключение

указатели напряжения и фазировки

диэлектрическая экипировка

Плакаты и знаки безопасности

изолирующие накладки и подставки

переносные заземления







Выводы

Чем больше будет у детей информации о профилактике поражения электрическим током, тем меньше будет случаев детского электротравматизма


Интернет-ресурсы

  • Профилактика детского электротравматизма Деулина Юл и я
  • Картинка 1
  • Картинка 2
  • Электрический ток
  • Средства защиты от поражения электротоком
  • Воздействие электрического тока на человека
  • Причины электротравматизма в ОУ

Исследовательский проект на тему:

«Природное электричество»

МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами

Руководитель проекта: Чаплыгина Ольга Владимировна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ «Патриот» с

кадетскими классами»

Информационный лист

(Введение, актуальность, задачи и цели проекта и т.д.)

1 этап-организационный

Сбор информации

Анкетирование учащихся 4 «А», 4 «Б», 4 «В» классов. Анализ анкетирования

Выводы I этапа

2 этап- теоретический

Что такое электричество?

История открытия электричества.

Электричество в природе.

Выводы II этапа

Правила безопасности для детей, связанные с использованием электричества

3 этап-практический

Выводы III этапа

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Тема проекта: «Природное электричество».

Проблема (идея) проекта.

Не все мои одноклассники знают о существовании природного электричества. Идея проекта была узнать, что такое природное электричество, раскрыть возможности природного электричества.

Цель проекта:

узнать, что такое природное электричество, раскрыть возможности природного электричества.

Задачи:

изучить литературу по данной теме

найти из научных источников историю открытия электричества

узнать, что такое природное электричество

изучить правила безопасности связанные с использованием электричества

провести эксперимент по получению электричества из овощей фруктов в домашних условиях.

доказать существование природного электричества.

выпустить брошюру.

Вид проекта:

по комплектности: межпредметный

по количеству участников: индивидуальный

по продолжительности: краткосрочный.

Гипотеза:

Так как в овощах и фруктах много сока, а он представляет собой кислоту (такую же, как в обычных батарейках и аккумуляторах), то воткнув в них металлические пластины можно получить электричество.

Сроки реализации. Исследовательский проект реализуется в период с 25. 01.2018 года по 03.02.2018 года.

Ожидаемый результат в рамках исследовательского проект.

Я больше узнаю о природном электричестве.

Познакомлю одноклассников с историй возникновения электричества, раскрою возможности природного электричества,

Сделаю выводы по данной теме.

Попробую сам выполнить все эксперименты, соблюдая технику безопасности.

Перспектива

Изучение научной литературы

Изучение данной темы позволит больше узнать об окружающем нас мире.

Этапы выполнения исследовательской работы.

1 этап - организационный

Объект исследования: электрический ток

Предмет исследования:

природное электричество

переменный ток

Методы исследования:

Изучение литературных источников

Анкетирование

Наблюдение

Сравнение

Физические опыты обобщение

Анкетирование учащихся 4 «А», 4 «Б», 4 «В» классов, учителя, родители.

Результаты анкетирования показали:

учащихся 4 «А», 4 «Б». «В» классов - 70%

учителя МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами» - 100%

родители учащихся 4 «В» класса - 100 %

Вывод:

проанализировав опрос, я пришёл к выводу, что часть учеников нашего класса имеют некоторое представление о природном электричестве.

большинство опрошенных знают о природном электричестве и почти все хотели бы узнать результаты моих опытов и подтверждений моей гипотезы.

родители и учителя нашей школы знают о природном электричестве.

2 этап - теоретический

Что такое электричество?

Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Электричество глубоко проникло в нашу повседневную жизнь, мы даже подумать не можем, как без электричества прожить.

Электрический ток - направленное движение заряженных частиц, похожее чем - то на реку. В реке течёт вода, по проводам маленькие частицы атома - электроны. Электрический ток движется по проводнику в замкнутой цепи от источника тока к потребителю. Проводник - вещество, способное легко проводить электрический ток. Если мы имеем дело с металлом, то заряженные частицы - это электроны. Практически все металлы проводники электрического тока. Те вещества, которые не проводят ток, называются - изоляторами. К изоляторам относится пластик, резина. Медь очень хорошо проводит ток. В проводах электроны двигаются под действием магнитного поля.

Вывод: электричество - эффект, вызванный движением и взаимодействием заряженных частиц.

История открытия электричества.

Первые электрические явления люди наблюдали ещё в пятом веке до н.э. Родоначальник греческой науки Фалес Милетский заметил что потёртый мехом или шерсть кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела например пылинки.

В 1662 г.английский физик Уильям Гильберт продолжил изучение этих явлений. Именно он назвал их «электрическими».

В 1729 году Стефан Грей обнаружил, что некоторые металлы могут проводить ток.

Я решил узнать знают ли взрослые и мои сверстники о природном электричестве.

В 1733 году Дю Фэй открыл положительные и отрицательные электрические заряды.

В 1800 году Вольта изобрёл - первый источник постоянного тока.

В области электричества занимался и наш соотечественник Василий Перов. Он в начале XIX века открыл вольтову дугу.

Электричество в природе.

Какое-то время считалось, что электричество в природе не существует. Однако после того как Б. Франклин установил, что молнии имеют электрическую природу возникновения, это мнение перестало существовать.

Значение электричества в природе, как и в жизни человека огромно.

Например: природное явление.

Вспышка молнии - огромная искра мгновенный разряд электричества, скопившегося в грозовых тучах. Капли воды в грозовой туче сталкиваются и электролизуются в положительные заряды скапливаются в верхней части тучи, отрицательные - в нижней. Между тучей и землёй, заряжённой положительно, создаётся электрическое поле. Его напряжение возрастает и разряжается молнией.

Например: рыбы.

Электрические скаты используют электричество, а точнее электрические разряды для защиты от врагов, поиска пищи под водой и её добывания. Рыба имеет специальный электрический орган. Он накапливает достаточно большой электрический заряд, а затем разряжает его на жертву, прикоснувшись к такой рыбе. Сила тока электрического органа рыб меняется с возрастом: чем старше рыба, тем сила тока больше.

Например: насекомые.

Пчёлы - во время полёта накапливают положительный заряд электричества, а у цветов он отрицательный. Поэтому пыльца с цветов сама перелетает на тело пчёл.

Мне стало интересно, может ли возникнуть природное электричество в растениях. Я стал собирать информацию на эту тему: беседовал с родителями, посещал школьную библиотеку, читал научные статьи по данной теме.

Вот что я узнал:

Чем больше сока в овоще или фрукте, тем больше электричества из них можно получить.

Для получения электричества, лучше всего использовать медь и цинк.

Для того чтобы начать свои опыты я должен вспомнить правила безопасности с электроприборами. В этом мне помог учитель МОУ «СОШ «Патриот» с кадетскими классами»: Сёмина Людмила Александровна (см. приложение стр. _____).

3 этап - практический

Для начала следует раздобыть цинк и медь. Цинк можно получить, разобрав старую неработающую батарейку или взять оцинкованный гвоздь или болт. Медь же можно найти в медной проволоке, зачистив ее от изоляционного материала.

Далее с помощью наждачной бумаги надо немного почистить медную проволоку или цинк с батарейки. Такая процедура поможет снять мельчайший слой окисленного материала, что благоприятно скажется на химической реакции.

После этого в одну из сторон лимона необходимо вставить медь, а в другую цинк так, чтобы два электрода в лимоне не касались друг друга. Медный и цинковый Электрод со свободной стороны следует подсоединить к проводам и для обеспечения более высокого напряжения и силы тока, такую же операцию проделать с другим лимоном.

Затем провод, идущий от меди в первом лимоне подсоединить к проводу, идущему от цинка второго лимона, образуя, таким образом, электрическую цепь. Другие концы проводов, выходящие из лимонов, можно подключить к приборам или к светодиоду, причем провод, идущий от меди будет нести положительный заряд тока, а провод от цинка - отрицательный заряд постоянного тока.

Эксперимент №1.

2 лимона, провода, медные электроды 2 шт., цинковые электроды 2 шт., светодиод.

Описание эксперимента.

Сначала я разложил всё, что нам понадобится:

цинковые и медные электроды, провода, лимоны, картошка, инструменты, лампочка.

После этого, я воткнул медные и цинковые электроды в лимоны, и лампочка загорелась. Из проделанного опыта мы видим, что лимон работает, как батарейка: медный электрод - положительный (+), а цинковый электрод - отрицательный (-). К сожалению это очень слабый источник энергии. (см. приложение стр. ______).

Гипотеза: если увеличить количество лимонов, увеличиться источник энергии.

Вывод :

в лимонной кислоте содержатся частицы электричества, чтобы получить природное электричество требуется лишь лимонная кислота и медные цинковые электроды.

Лимоны вырабатывают такое напряжение или электрическую силу, как пара батареек в фонарике.

Эксперимент №2

Для проведения опыта понадобится: 2 картофеля, провода, медные электроды 2 шт., цинковые электроды 2 шт., светодиод.

Я соединил цинковые и медные электроды проводами. Вставил медные и цинковые электроды в картофель, и лампочка загорелась.

Вывод: в картофеле содержится кислота, благодаря которой появляется природное электричество. Соединив цинковые электроды, с кислотой выделяемой картофелем лампочка загорается.

Заключение

Природное электричество существует, и оно может быть очень полезным. Я подтвердил свою гипотезу: если открыть тайны электричества то электрический ток станет хорошим другом и помощником, а не опасностью в жизни. При помощи фруктовой или овощной батарейки доказал, что природное электричество существует.

Вывод.

Практическая значимость природного электричества.

На основании полученной мною информации и проделанных опытов, я могу сказать, что природное электричество очень полезная вещь. Если взять в поход медные и цинковые пластинки, провода и лампочку, то можно сделать светильник и зарядное устройство для телефона, так как овощи и фрукты в природе можно всегда найти.

Список используемых источников.

Т.Ю. Покидаева. Новая детская энциклопедия. ООО «Издательская Группа «Азбука».

Е.П. Левитан, Т.А. Никифорова Занимательная физика. Детская энциклопедия

К.Роджерс, Ф. Кларк. Изучаем физику. Свет. Звук. Электричество. ООО Издательство «Росмэн - Пресс» г. Москва, 2002г.

http:// dostizhenya.ru /elektrichestvo

http:// pozmir.ru

http:// sitefaktov.ru

Приложение №1

Правила безопасности для детей, связанные с использованием электричества.

Самое главное, что надо знать про электричество - это техника электро-безопасности, которую должен знать не только взрослый, но и ребенок, что бы обезопасить свою жизнь. Ток - невидим, а потому особенно коварен.

Что не нужно делать взрослым и детям?

Не дотрагивайтесь руками, не подходите близко к проводам и электро-

комплексам.

Недалеко от линий электропередач, подстанций не останавливайтесь на отдых, не разводите костров, не запускайте летающие игрушки.

Лежащий на земле провод может таить в себе смертельную опасность.

Электрические розетки, если в доме маленький ребёнок, - объект особого контроля.

Не играть с розетками и выключателями.

Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки.

Правила использования электроприборов:

Не оставлять включенные электроприборы без присмотра.

Очень опасно собирать, разбирать, что - либо в электрических приборах во время работы прибора.

Уходя из дома выключать все электроприборы. Пользоваться электроприборами можно только с разрешения взрослых.

Вода является хорошим проводником, также как и тело человека, поэтому нельзя мокрыми руками трогать розетки и электроприборы, потому что может «ударить» током.

Электричество в батарейках не опасно. Но нельзя разбирать батарейки и нельзя их глотать, так как внутри них находятся химические вещества, которые вредны для здоровья. Нельзя бросать батарейки в огонь, потому что они могут взорваться.

Приложение №2

Приложение № 3