Павел 1 здание. История и этнология. Факты. События. Вымысел. Архитектура и интерьеры

В середине XVIII в. преобладающим архитектурным стилем было барокко. Крупнейшим российским архиетктором этого времени был выходец из Италии Бартоломео Растрелли. Он построил Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, дворец Строганова в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе.

Во второй половине XVIII в. классицизм возобладал и в архитектуре. На смену пышным постройкам барокко пришли подчеркнуто лаконичные здания, строго симметричные, лишенные второстепенных деталей. В стиле классицизма строились и столичные дворцы, и дома провинциальных помещиков.

Крупнейшими архитекторами второй половины XVIII в. были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.

Знаменитейшее произведение Баженова - Пашков дом в Москве (старое здание Российской Государственной библиотеки). Он же разработал проект Михайловского замка в Петербурге. Крупнейшие проекты Баженова - Большой Кремлевский дворец и дворец в усадьбе Царицыно - не осуществились.

Творческая судьба М.Ф. Казакова была более счастливой. По его проектам построены здание Московского Университета, Сената в Кремле, Голицынская (1-я Градская) больница в Москве, Благородное собрание, целый ряд усадеб и церквей.

Вторая половина XVIII в. - период расцвета русской живописи, прежде всего портретной. Подъем портретного искусства был вызван стремлением знати увековечить себя на полотнах художников. Крупнейшими портретистами XVIII в. были Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Наряду с портретом в русской живописи XVIII в. появились пейзаж и жанровые сцены. Писались и картины на исторические темы, например, избрание на царство Михаила Романова, Александр Невский на Чудском озере и т.п.

Выдающимся мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, создавший целю галерею скульптурных портретов государственных деятелей и полководцев России. Но самую знаменитую скульптуру России создал француз Э. Фальконе - автор "Медного всадника".

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XVIII-XIX ВЕКОВ

1. Правление Павла I

К концу XVIII в. во внутренней политике России накопилось множество нерешенных проблем, главными из которых были крепостное право и отсутствие какого бы то ни было ограничения царской власти представительными органами или законом. Единственной гарантией против превращения монархии в деспотию являлась личность просвещенного монарха - Екатерины II. В последние годы жизни императрица много работала над новым законодательством, стремясь закрепить в законе гражданские права подданных и сформулировать полномочия монарха, что уже явилось бы некоторым ограничением самодержавной власти. Однако под влиянием Французской революции Екатерина медлила с воплощением задуманных реформ, опасаясь потрясений в России. Осуществить свои планы она не успела.

В 1796 г., после смерти Екатерины II, русский престол занял Павел I. Воспитанный в просветительских идеалах, он с годами совершенно разочаровался в них под влиянием конфликта с матерью. Павел романтизировал средневековое рыцарство, считая его образцом чести и благородства. Если эпоха Просвещения выдвинула принципы естественных прав и общественного договора, то Павел считал долгом подданных беспрекословно подчиняться монарху, который повелевает ими как отец - детьми. Ненавидя мать, Павел считал все сделанное ею вредным и заслуживающим уничтожения.

Придя к власти, Павел постарался разрушить созданную Екатериной систему власти. Он восстановил упраздненные в ходе губернской реформы коллегии, уничтожил сословное самоуправление в городах и губерниях (городские думы и губернские дворянские собрания), ограничил права уездных дворянских собраний. Жалованные грамоты дворянству и городам были отменены. Рассматривая дворянство как рыцарское сословие, главное дело которого - служба монарху, Павел настойчиво ограничивал сословные привилегии для неслужащих дворян. Дворянство лишилось даже свободы от телесных наказаний.

Павлу было свойственно мелочное вмешательство в частную жизнь подданных: он лично определял, какой следует носить покрой платья, когда обедать, какие танцы танцевать и т.п. Конечно, Павлу было в этом отношении далеко до Петра I, но за прошедшие десятилетия дворянство привыкло к гораздо большей свободе. То, что в начале XVIII в. воспринималось как тяжелая, но неизбежная повинность, в конце столетия выглядело недопустимым попранием прав. К тому же политика Павла была противоречивой и непоследовательной. Царь был раздражителен, нередко без серьезной вины подвергал придворных и офицеров аресту, ссылке, заключению в крепость. Никто в окружении Павла не мог быть уверен в завтрашнем дне. Все это крайне раздражало дворян.

Дворянство было недовольно и политикой Павла I по крестьянскому вопросу. Впервые при Павле крепостные приносили присягу новому императору наряду с вольными. Этим подчеркивалось, что они в первую очередь подданные не барина, а царя. Было запрещено продавать крестьян с аукционов. Весной 1797 г. вышел указ об ограничении барщины тремя днями в неделю. Правда, манифест носил, главным образом, рекомендательный характер и, как правило, не выполнялся.

Однако это все же была первая попытка государственной власти ограничить эксплуатацию крестьян. Все это еще не позволяет говорить о политике Павла как антидворянской. Царь стремился подчеркнуть, что монарх - покровитель и защитник всех подданных, независимо от сословной принадлежности. По словам В.О. Ключевского "Павел превращал равенство прав в общее бесправие". Наряду с попытками несколько ограничить крепостной гнет, Павел совершил немало шагов, укреплявших крепостное право. Он широко раздавал помещикам государственных крестьян, вновь разрешил заводчикам-недворянам покупать крестьян для работы на мануфактурах.

Насмешки вызывала необычайная любовь Павла к муштре и параду. Царь восхищался порядками Пруссии и пытался переделать русскую армию по прусскому образцу, причем начал с введения прусского военного мундира и обучения войск прусскому парадному шагу. В армии это расценили как насмешку над боевым опытом екатерининских времен, тем более, что многие боевые генералы прежнего царствования были уволены в отставку.

Наконец, крайнее недовольство вызвал внешнеполитический поворот, совершенный Павлом в 1800 г., - заключение союза с Наполеоном. Дело было не только в том, что Первого консула в России считали узурпатором законной королевской власти. Разрыв с Англией был невыгоден русскому дворянству и купечеству, поскольку именно эта страна была главным потребителем русского льна, леса и хлеба и поставщиком промышленных товаров на русский рынок.

Все это привело к дворцовому перевороту 11-12 марта 1801 г. В заговоре приняли участие многие высокопоставленные сановники. О подготовке переворота знал и наследник престола Александр. С его молчаливого согласия заговорщики (генерал - губернатор Петербурга граф Пален, генерал Л.Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.) ворвались в покои императора в Михайловском замке, куда Павел переехал из Зимнего дворца, считая его недостаточно безопасным. Царь был убит. Официальная версия гласила, что он скончался от апоплексического удара. На трон вступил Александр I.

К 205-летию со дня убийства императора Павла I

Архитектурная судьба Павла I

Павел I однажды сказал: "Я хотел бы умереть на том же месте, где родился". Его желание исполнилось. Он появился на свет 20 сентября 1754 года в огромном Летнем дворце, построенном Бартоломео Растрелли, где тогда находился двор его двоюродной бабушки императрицы Елизаветы Петровны.

На месте этого сооружения, пришедшего в ветхость, Павел I повелел возвести для себя Михайловский замок, в котором он был убит в ночь на 12 марта 1801 года. В течение сорока шести лет жизни среди его увлечений архитектура занимала одно из первых мест.

Постройки, возводившиеся по повелениям этого монарха, раскрывают особенности его замыслов, пристрастий и судьбы по крайней мере в не меньшей степени, чем воспоминания современников. 7 мая 1782 года цесаревич Павел Петрович и его супруга великая княгиня Мария Федоровна, скрываясь под именами графа и графини Северных, инкогнито прибыли в Париж. Приняв участие в королевском балу в Версале и особенно насладившись приемом принца Конде в его замке Шантийи, прослушав запрещенную французской цензурой, но бывшую в большой моде "Свадьбу Фигаро", которую им прочел вслух сам Бомарше, наследник российского престола и его супруга посетили особняк генерального откупщика Лорена Гримо де Ла Реньер, считавшийся "последним криком" парижского шика. Хозяин был столь любезен, что собрал к их приезду лучших художников и декораторов для того, чтобы представить августейшим путешественникам. Знаменитый архитектурный рисовальщик Шарль Луи Клериссо, друг Джованни Баттиста Пиранези и Роберта Адама, которым восхищалась Екатерина II (когда они не ссорились из-за непомерных, по мнению императрицы, денежных претензий французского мастера), также был приглашен на этот прием. "Я несколько раз был у Вас... , -- обратился он внезапно к великому князю, -- и ни разу не застал Вас." "Мне это очень прискорбно", -- ответил Павел Петрович. "Вы меня не приняли, потому что Вы меня не хотели принять, и это с Вашей стороны очень нехорошо, я напишу... государыне, Вашей родительнице." "Прошу меня извинить", -- возразил спокойно великий князь, "но, впрочем, напишите также государыне, моей родительнице, и то, что Вы мне мешали пройти дальше". С точки зрения истории русской архитектуры разговор не был случайным. Он не только свидетельствовал о неприятии Павлом I художественных вкусов матери и его активном нежелании иметь дело с архитекторами, которые ей нравились. Речь шла об отрицании им просветительского классицизма, одним из главных представителей которого в Европе был Клериссо. Наследника престола, а затем императора раздражала холодная строгость возможно более точного воспроизведения античных образцов и недостаточная, на взгляд людей его поколения, эмоциональность архитектуры, где выражались назидательные идеи Просвещения. Жившему под навязчивым и опасным наблюдением матушкиных придворных, великому князю хотелось свободы, в том числе и в своих постройках. Он устал, уже к 1780-м годам, от откровенной ясности создававшихся по повелениям Екатерины II архитектурных аллегорий, прославлявших деяния императрицы, которые вовсе не нравились ее сыну. Увы, августейшая мать не только не щадила чувства нервного и впечатлительного наследника, но, как кажется, намеренно принижала его, нанося тяжелые оскорбления, вполне способные свести с ума человека с такой нестабильной психикой, которой отличался Павел Петрович. По крайней мере все, что можно было предпринять в этих целях с помощью архитектуры, было сделано. Когда же великий князь стал императором, он, в свою очередь, приложил большие усилия, чтобы его постройки "заговорили" на совершенно ином языке, чем тот, что использовали екатерининские зодчие.

Первым собственным жилищем Павла Петровича стала Гатчина, и облик этого ансамбля во многом воспитал его вкусы. Он получил поместье от императрицы в 1783 году, когда ему исполнилось 29 лет. Правда, на пять лет раньше, в связи с рождением первенца, будущего Александра I, ему с женой были подарены земли, на которых впоследствии построили Павловск.

Однако по традиции имение предназначалось матери младенца, великой княгине Марии Федоровне, и она определяла характер дворца и парка. В истории искусства Павловск оказался прежде всего связан с ее именем, как Гатчина - с памятью о Павле Петровиче. Сколь ни была прекрасна Гатчина, нельзя не видеть жестокости этого подарка Екатерины II. Дворец, сады, павильоны создавались там первоначально отнюдь не для наследника престола, а для страстно ненавидимого им фаворита императрицы графа Григория Григорьевича Орлова и были пронизаны воспоминаниями об этом человеке, которого Павел Петрович справедливо считал убийцей своего отца Петра III. Императрица вынудила сына жить среди мыслей о его насильственной смерти и роли в ней братьев Орловых. Гатчинский дворец начал строить в середине 1760-х годов Антонио Ринальди. Это отчасти могло примирить Павла Петровича с этой постройкой. Великий итальянец был любимцем Петра III. В Ораниенбауме архитектору пришлось работать в духе рококо прусского образца, модном при дворе воинственного короля Фридриха Великого, которому стремились подражать и Петр III, и Павел I. В Гатчине Ринальди было предложено Екатериной II использовать примеры замков Великобритании. Скорее всего, императрица видела Гатчину подобной усадьбе Бленэм, подаренной знаменитому полководцу Джону Черчиллю, герцогу Мальборо, английской королевой Анной I. Изображения этого дворца были в имевшемся у императрицы первом томе знаменитого увража Витрувиус Британикус, который ей привез из Англии младший брат фаворита Владимир Орлов. Во всяком случае, план здания с центральным корпусом, соединенным короткими полукруглыми галереями с обширными каре двух служебных корпусов, расположенных по бокам, несомненно британского происхождения. Он напоминает постройки выдающихся мастеров английского барокко сэра Джона Ванбру и Никласа Хоксмора. В них соединялись попытки использовать классические архитектурные законы с барочной театрализацией в духе зарождавшегося раннего романтизма и увлечения Средневековьем. Это особенно чувствуется в граненых гатчинских башнях, сходных с подобными элементами английской "барочной готики". Правда, Антонио Ринальди, воспитанный мастером пышного неаполитанского классицизма Луиджи Ванвителли, не мог стерпеть слишком точного подражания "английским варварам" и придал фасадам дворца итальянскую элегантность. Исключительный случай в окрестностях Петербурга -- огромное здание снраужи целиком было отделано естественным камнем -- отнюдь не редкость в Италии. Кроме того, ордера, украшающие гатчинские фасады, поставлены один над другим: внизу тосканский, затем ионический, по античной системе, возрожденной Леоном Батттистой Альберти. Тонко и отчетливо исполненные в камне, они придают дворцу неоренессансные черты. В результате в Гатчине возник необычный для времени классицизма образ, включающий в себя органическое переплетение барочных и возрожденческих, античных и "готических" оттенков. Это произошло еще при Григории Орлове, задолго до вступления Павла Петровича во владение Гатчиной. Тем не менее именно это свойство, с котором он сжился за долгие годы, проведенные в поместье, станет одной из главных черт "павловского стиля". Чувствительность великого князя сыграла для него хорошую службу. Он поддался очарованию произведений Ринальди, а затем сумел превратить стилистическую неопределенность раннего классицизма в многозначность рождающейся архитектуры романтизма. Образ замка, несколько мрачного, стоящего среди земляных укреплений и садов с живописной композицией, станет главной темой его архитектурных увлечений. Неслучайно из всех впечатлений путешествия по Европе, включавшего Австрию, Италию, Францию, Германию, самым ярким для него оказалось то, что запечатлелось при посещении замка Шантийи под Парижем, с его характерной для французского ренессанса живописностью и парковыми затеями, совмещавшими регулярность садов в духе Андре Ленотра с новейшими английскими идеями подражания естественной природе.

Павел Петрович и в садовом искусстве предпочитал смешение стилей. Это вполне заметно в Гатчине. При Орлове там был разбит парк в пейзажном вкусе при участии британских мастеров Джеймса Гэкета и Джона Буша, позже в него были включены многочисленные регулярные части - Голландский и Ботанический сады, Сильвия, сохранены огромные охотничьи угодья, разрезанные прямыми просеками.

Все это осталось до наших дней. Исчезли, увы, многочисленные необычные сооружения, связанные с военными увлечениями великого князя: разнообразные бастионы, небольшие крепости, подъемные мосты, караульни со шлагбаумами, служившие непременными атрибутами облика Гатчины в павловское время. Некоторое представление об этих сооружениях может дать дошедшая до нас крепость Бип в Павловске. Одна из немецких путешественниц передавала в своих записках:" Великий князь, который впрочем очень умен и может быть приятным в обхождении... отличается непонятными странностями, между прочим дурачеством устраивать все вокруг себя на старопрусский лад. В его владениях тотчас встречаются шлагбаумы, окрашенные в черный, красный и белый цвет, как это имеет место в Пруссии; при шлагбаумах находятся часовые... Всего хуже, что солдаты русские... наряжены в мундиры времени короля Фридриха-Вильгельма I, изуродованы этой допотопной формой...". Граф Федор Васильевич Растопчин, прославившийся впоследствии своим участием в сожжении Москвы в 1812 году, писал: "Невозможно без содрогания и жалости видеть все, что делает великий князь... По средам у него в Гатчине бывают маневры... малейшее противоречие выводит его из себя...". Такая атмосфера нагнеталась в Гатчине, и к моменту смерти Екатерины II достигла апогея. Нервность Павла Петровича увеличивалось. Он всякий день ожидал, что с ним поступят также, как с его отцом. Когда 5 ноября 1796 года в Гатчину неожиданно приехал Николай Зубов, брат последнего фаворита императрицы Платона Зубова, великий князь бросился к жене со словами: "Мы погибли!" Однако граф приехал не для того, чтобы захватить наследника престола, а чтобы сообщить ему, что императрица лежит на смертном одре. Павел помчался в Петербург и вскоре гатчинские порядки распространились на всю Россию. В архитектуре новое царствование началось с разрушений. Была уничтожена крупнейшая, недавно отстроенная екатерининская резиденция Пелла на Неве, поскольку ее символика была обращена к будущему правлению внука, а не сына усопшей императрицы. К тому же Иван Егорович Старов создал в Пелле квинтэссенцию классицизма эпохи Просвещения, с его доведенными до предела структурностью и рационализмом, в духе проектов французских мегаломанов, представлявшихся на Римские премии парижской Академии. В Царском селе был уничтожен главный элемент ансамбля, посвященного победам Екатерины II, - построенный Чарлзом Камероном Храм Памяти, где все "славные... деяния были представлены на медальонах". Гатчина и Павловск также изменились, но, естественно, противоположным образом, так, чтобы соответствовать характеру резиденций царствующего императора. Впрочем, они начали принимать подобные черты раньше, в ответ на ущемление архитектурного выражения статуса Павла как наследника престола, предпринятое его матерью при разрушении равноценного императорскому дворца великого князя в Царицыне под Москвой в 1785 году. Вскоре после этого Павел Петрович пригласил к себе на службу Винченцо Бренна, с которым связаны практически все его основные дальнейшие архитектурные начинания. За пятнадцать лет в несколько приемов итальянский мастер совершенно изменил облик Павловска. Из палладианской виллы, слитой с пейзажным парком, он создал пышный и достаточно тяжеловесный дворец, а в сад внес регулярные структуры итальянских барочных ансамблей и многочисленную скульптуру.

Принципиально иным стало отношение к античности. Исчезла легкость и поэтичность обобщенных греко-римских образов Камерона. Мощный, сочный, с отчетливым ощущением силы, монументальный образ Рима эпохи расцвета империи стал доминировать и в организации пространства, и в декоре, предельно насыщенном, обращенным к тому, что Генрих Вельфлин назвал "барочной античностью".

Даже зал Павловска, называвшийся Греческим, был сделан Бренной в духе тронных залов Палатинского дворца. Его имя говорило теперь не об интересе к искусству древней Греции, а о надежде отвоевать ее земли у турок. Подобные по смыслу и стилю изменения претерпели и интерьеры Гатчины усилиями того же Винченцо Бренна. Классицизм этого ведущего мастера Павла I представляет собой необычное, не вполне еще объясненное явление. По возрасту принадлежа к поколению Камерона и Кваренги (он родился в 1747 году) , он попал в Рим несколько раньше их и, обучаясь у великого знатока перспективных рисунков Стефано Поцци, застал последние отсветы барочных влияний, вскоре уничтоженных в Риме интернациональным кругом создателей архитектуры европейского неоклассицизма. С одной стороны он продолжил изучение античных терм вслед за Камероном, но увидел в гротесках и других остатках декора этих сооружений иную, более театрализованную античность, чем британский мастер. Он не стал фанатиком строгого античного идеала, как Камерон. Это было естественно для человека, связанного по рождению с итальянской традицией, где смена отношения к античности происходила более постепенным и менее резким путем, чем на северо-западе Европы. Кроме того работа в Польше до приезда в Россию усилила в его творчестве барочные реминисценции. Главное, пожалуй, было в том, что Бренна был способен соединить образ имперски торжественной античности с повышенной эмоциональностью предромантических увлечений. Его трудно назвать архитектором эпохи Просвещения. Скорее, в его творчестве в России удивительным образом, вследствие влияния августейшего заказчика, не хотевшего считаться с продолжительностью екатерининского царствования, время как бы сублимировалось. Он перенесся от окрашенного в барочные тона рождающегося просветительского классицизма прямо к моменту его смены ампиром, к классицизму, передающему идеи возникающего романтизма. Если Павел был первым императором романтической эпохи, то Бренна был предтечей романтического классицизма. Это объясняет их долгую близость, странную при столь вспыльчивом и переменчивом характере монарха.

Все названные свойства отношения к архитектуре этих двух людей в полной мере проявились при строительстве Михайловского замка в Петербурге. Первые наброски проекта приписывают самому Павлу Петровичу и относят к 1784 году. Вслед за ними и на основании замысла заказчика в течение пятнадцати лет было создано множество вариантов этого сооружения.

Сохранились сведения о тринадцати из них, исполненных при участии привезенного Павлом Петровичем из Франции декоратором Анри Франсуа Габриэлем Виолье, Василием Ивановичем Баженовым и, при создании осуществленного варианта, Винченцо Бренна при участии Карло Росси. Наиболее ранние версии, возможно созданные Виолье, с планом в виде квадрата, напоминали замок Шантийи, о котором уже говорилось. Затем появилась целая серия проектов неизвестного, вероятно итальянского автора, с пятиугольным планом, почти копирующий укрепленную виллу кардинала Александра Фарнезе в Капрароле, возведенную Джакомо Бароцци да Виньола. Постепенно от точного подражания этому сооружению перешли к замыслу, по стилистике напоминающему проект Кремлевского дворца Баженова. Все это делалось для Петербурга. Неожиданно Павел Петрович начал думать о строительстве этого замка в Гатчине на месте дворца Ринальди. Кажется вероятным, что чертежи такого варианта разрабатывались при участии Бренна, по крайней мере основной корпус уже стал близок к построенному. Однако огромные конюшни воспроизводили подобные службы в Шантийи, возведенные там с исключительной роскошью. Гатчинская версия была переработана Баженовым около 1792 года, а в составлении сметы на строительство участвовал Старов. Все это происходило до смерти Екатерины II. Следующий вариант вновь перенес замок в Петербург, видимо сразу же вслед за воцарением Павла I. Баженов тогда был вызван немедленно в Петербург и сделан вице-президентом Академии художеств как лицо, пострадавшее от долгой немилости прежней императрицы. Тем не менее его гатчинскую версию было поручено дорабатывать Бренне в начале 1797 года. Уже 26 февраля состоялась торжественная закладка Михайловского замка на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны. Серебренной лопаткой сам Павел I положил первые кирпичи, сделанные из яшмы. К 8 января 1800 года, дню Святого архангела Михаила, работы были в основном закончены. Хозяину замка оставалось царствовать четырнадцать месяцев и три дня. Снаружи замок производит прежде всего впечатление темной монолитной массы, воспринимающейся издалека. Подъезд к нему предполагался по прямому проспекту между длинных, низких, симметрично расположенных корпусов конюшен и двух больших восьмиугольных павильонов, за которыми раскрывалась площадь с конным монументом Петра Великого, давно созданным Бартоломео Растрелли-старшим. Символическая надпись на монументе гласила: " Прадеду - правнук". Явное противопоставление Медному всаднику с его столь же значимым: "Петру Первому Екатерина Вторая". Павел I подчеркивал свою, в отличие от матери, кровную связь с основателем Петербурга и империи. Наконец, перед зрителем открывается фасад замка. Его композиция устремлена к середине, где между торжественных обелисков, под тяжелым фронтоном, плотно прижатым к ступенчатому аттику - единственный въезд во двор. Первый этаж представляется мощным, монументальным цоколем, у арки он покрыт крупным бриллиантовым рустом. Второй и третий этажи объединены ионической колоннадой из порфира. Края отступают вглубь, закругляются. За ними видны башни, стоящие в центре боковых фасадов. Та сторона замка, что обращена к Летнему саду, легче, приветливее, с огромным балконом на уровне второго этажа. Именно с него, когда заговорщики убили Павла I, ранним мартовским утром 1801 года его сын обратился к гвардейским батальонам, сказав, что император скончался "апоплексическим ударом", а при нем "все будет, как при бабушке". Так, все же, несмотря на упования многих, не получилось, в том числе и в области архитектуры. Павел I успел истребить в ней влияние идеологии Просвещения и бросить начатки романтических образов. Чем дальше шла история, тем усиливалось впечатление романтичности замка и его хозяина.

Три древние реликвии госпитальеров - частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница св. Иоанна Крестителя - были доставлены в Гатчину и 12 (23) октября 1799 года торжественно внесены в церковь Гатчинского дворца. 9 декабря того же года святыни перевезли из Гатчины в Петербург, где их поместили в придворной церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце. В память об этом событии Священный Синод установил 12 (24) октября 1800 ежегодное празднование в этот день «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя».

Для рыцарей в Гатчине был построен Приоратский дворец, кроме того, в их распоряжение был передан Воронцовский дворец, при котором была устроена Мальтийская капелла. Император издал указ о принятии острова Мальта под защиту России. В календаре Академии наук, по указанию императора, остров Мальта должен был быть обозначен «Губернией Российской империи». Павел I хотел сделать звание гроссмейстера наследственным, а Мальту присоединить к России. На острове император планировал создать военно-морскую базу для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы.

После убийства Павла вступивший на престол Александр I нормализовал отношения с Британской империей и отказался от титула гроссмейстера. В 1801 году по указанию Александра I с герба был убран мальтийский крест. В 1810 году был подписан указ о прекращении в России награждения орденом св. Иоанна Иерусалимского.

Архитектурные пристрастия

Материальным воплощением напряжённых отношений Павла с матерью стала т. н. война дворцов с замками. Рыцарские устремления наследника приводили к милитаризации быта «молодого двора». Не отступая от основных принципов классицизма, Павел особенно ценил фортификационные элементы наподобие башенок и рва с разводным мостом, которые напоминали ему о средневековых замках. В этой стилистике были выдержаны не только монументальные Гатчинский и Михайловский замки, но и более камерные, «потешные» замки, выстроенные по заказу Павла, - Приоратский и Мариентальский.

По случаю рождения старшего внука Екатерина подарила своему наследнику Павловскую мызу, где был со временем выстроен Павловский дворец в палладианском стиле, который предпочитала сама императрица. В столице для пребывания молодого двора был возведён Каменноостровский дворец, где, впрочем, Павел бывал сравнительно редко. Основным выразителем его архитектурных вкусов стал итальянец Винченцо Бренна, предшественник романтического направления в классицизме. По заказу наследника он привнёс в облик Павловской резиденции военные акценты - спроектировал «игрушечную» крепость Мариенталь и насытил военными мотивами залы главного дворца.

После смерти матери император Павел распорядился снести здания, напоминавшие ему о последних годах её правления, о нестерпимом для него времени засилья братьев Зубовых. Жертвами пали некоторые павильоны Царского Села (например, беседка на Розовом поле) и Пеллинский дворец на берегу Невы - крупнейший дворцово-парковый ансамбль России XVIII века (всего 25 зданий). Екатерининский дворец в Лефортове, Английский дворец в Петергофе и Таврический дворец в столице по приказу Павла были переоборудованы в казармы. Здания екатерининской эпохи сносили даже в губернских городах (например, был снесён дворец наместника Мельгунова на главной площади Ярославля).

Из страха перед дворцовым переворотом - подобным тому, что свёл в могилу его отца, - Павел принял решение уединиться в замке, отделённом от города рвом. Начались работы по возведению Михайловского замка. Перед входом в резиденцию был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду - правнук». Павел гордился происхождением от Петра Великого и всячески стремился его подчеркнуть. В новой резиденции Павел прожил всего несколько месяцев, предшествовавших цареубийству. В это время он распорядился начать в столице новое масштабное строительство - Казанского собора на Невском проспекте. После смерти Павла работавшие на него иностранные архитекторы (Бренна, Виолье, Росси) лишились заказов и покинули Россию.



Трёхчастный мост



Кленовая улица

Два павильона Кордегардий Михайловского замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I


Южный (главный) фасад

Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.

Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.

Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.

Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.

В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.

Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.

Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.


Западный фасад


Восточный фасад

В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.

8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.


Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.


Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800


Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г

Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин — 24 октября 1828, Павловск) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны


Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина


М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны


Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755-1842)


Владимир Боровиковский (1757-1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)


Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны


Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны

Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" - этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.


Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы


Мария Фёдоровна во вдовьем наряде


Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе

Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке - в Гатчине , пригородной резиденции императора.

В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.


Павел I на портрете работы С. Щукина

В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название - "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.


Портрет императора Павла I — Николай Аргунов

В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.


В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I

В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.


Владимир Лукич Боровиковский

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) — фаворитка императора

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.


Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский

В 2001-2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, - открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. - одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена

В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.


Павел I - Владимир Боровиковский

«.. и говорит Его Величеству Авель со смирением, – Ни цари, ни народы не могут менять волю Божию, поэтому зрю в замке преждевременную гробницу Твою, благоверный Государь. И резиденцией потомков Твоих, как мыслишь, он не будет".


Такими словами от иеросхимонаха Авеля , который жил во времена Павла I , была определена судьба и императора российского престола, и самого Михайловского замка.


В.Л. Боровиковский.. Портрет Павла I


Говорят, что Павел безоговорочно верил этому старцу, постольку последним была точно предсказана гибель его матушки – Екатерины. В ответ на вопрос о своей собственной жизни самодержец Павел услышал - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".


Речь шла о девизе, выбитом медными буквами над портиком Михайловского замка: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Это немного измененный текст псалма Давида - "Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дний" (Пс. 92:6).



По недавним исследованиям оказалось, что первоначально этот девиз должен был быть у Воскресенского Новодевичьего монастыря, но эти пророческие буквы попали на Исаакиевскую церковь, а после и на сам Михайловский замок.



Так вот, количество этих букв – 47, и мы знаем, что Павел I умер на 47 году жизни . Вообще с судьбой этого самого загадочного императора России связано много мистики, например, можно проследить магию числа «4» .


Paul I by A.F. Mitrokhin


Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня . Этот замок, который должен был стать главной парадной резиденцией императорского дома на смену Зимнему дворцу, но главное, полностью обезопасить своего хозяина от врагов, строился 4 года . А прожить в нем удалось императору лишь загадочные 40 дней .


Император Павел I. Неизвестный художник. Конец XVIII


Еще интересно, что Михайловский замок был поставлен вместо «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы и северной своей частью выходящий на Летний сад . До этого на этом самом месте стоял дворец жены Петра – Екатерины , который был снесен для постройки дворца Елизаветы.


Летний дворец, третья четверть XVIII века



Летний дворец Елизаветы Петровны. Гравюра А. А. Грекова с рис. М. И. Махаева. 1753 г.



Летний дворец, вид с южной стороны


Свое название замок получил в честь Архангела Михаила – небесного покровителя дома Романовых. По легенде, которую поддерживал сам Павел, чтобы оправдать новое строительство в глазах общества, Архангел Михаил явился часовому, стоявшему на карауле в Летнем дворце, и предсказал возведение на этом месте нового дворца и храма в его честь.


Степан Семёнович Щукин. Павел I


Именно в этом растреллиевском доме и родился Павел . На месте снесенного им дома он и принял мученическую смерть в замке, который меньше всего подходит общей архитектуре С.-Петербурга своим романтическим настроем и больше схож на средневековые крепостные постройки . Именно эта его «отстраненность» от всего города и империи впоследствии стала восприниматься и как символ его личности, которой владели идеи мессианства русского государства и богоустановленности самой императорской власти.


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве



Портрет Павла Петровича в детстве. Неизвестный художник. 2-я половина 18 века. Кострома



Virgilius Erichsen (1722 – 1782, Danish). Grand Prince Pavel Petrovich In His Study



Антропов Алексей Петрович. Портрет великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, в детстве 1765



Портрет великого князя Павла Петровича в детстве (Ф. Рокотов, 1761)



Stefano Torelli. Великий князь Павел Петрович, Президент Адмиралтейств-коллегии, в мундире генерал-адмирала русского флота



Неизвестный художник - Портрет великого князя Константина Павловича


Образ собственного замка, воплотившийся в личных эскизах Павла, занимал его воображение с 1784 года, и общий срок «проектирования» Михайловского занял около 12 лет, причем к началу строительства эта идея обросла уже 13тью вариантами.



Известно, что этот мистический замок «русского Гамлета» начал строиться сразу после вступления Павла на трон и работы проводились с чрезвычайным «поспешанием» круглые сутки, в ночное время при свете факелов и фонарей. Одновременно на строительной площадке находилось до 6 тыс. человек, а в целях экономии времени сюда перебрасывали стройматериалы с других объектов. Так, например, в Михайловский замок из Таврического дворца был отдан наборный паркет, из Академии художеств и Царскосельских дворцов – скульптуры, фризы, колонны и декоративные облицовочные камни, из Исаакия – печально известный фриз с пророчеством.



Собственно, это, наверно, было обычной практикой, поскольку после кровавых событий смерти Павла и оставление Михайловского замка венценосными Романовыми серебряные ворота церкви этого замка по приказу Александра I переплавлены в роскошный сервиз свадебного подарка для сестры, а при Николае I для здания Нового Эрмитажа из Михайловского «добывали» мрамор. Впрочем, богатств в Михайловском замке хватило на множество художественных коллекций, разошедшихся впоследствии по различным музеям и дворцам.


Перед зданием, в котором находится Тронная Марии Федоровны расположен памятник императору Павлу I.



Памятник императору Павлу I.


В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.


Генеральный план, рисунок В.Бренна


Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями.


Макет замка


Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.


Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года, принадлежащей собранию гравюр, литографий и рисунков Петра Александровича Ефремова



Кваренги Джакомо (1744-1817) Михайловский замок в Петербурге. 1800



Михайловский замок со стороны наб. Фонтанки.Бенжамен Патерсен.



Михайловский замок со стороны площади Коннетабля. Раскрашенная гравюра Г.Л. Лори-отца с оригинала Б. Патерсена. 1804 г.



Михайловский замок. Начало XIX века.



Федор Алексеев. Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки



Военный парад у Михайловского замка. А.Бенуа



Лебяжий канал. А.Болотов



Неизвестный художник. Михайловский замок. Кабинет в антресолях


Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.

В комплекс сооружений замка входили:

Дворец



Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)


Воскресенский канал


Трёхчастный мост


Трёхчастный мост


Горнверк , на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)



Кленовая улица


Кленовая улица


Два павильона Кордегардий Михайловского замка



Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма.



Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I


Южный (главный) фасад


Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним.



Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) - Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней.



Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже.



Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый.



В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком.



Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.



Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованы однотипно как подчиненные.


Западный фасад



Восточный фасад


В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.



Известный своей требовательностью к показному эффекту в дворцовой жизни и парадам, Павел буквально «нашпиговал» Михайловский роскошью и богатством. Они источаются как от самих интерьеров (малахит, разные породы мрамора, лазурит, яшма), сочетающих монументальную роспись и деревянную резьбу, изумительную лепку и бархатную обивку с серебряным шитьем, так и от произведений искусств наличествовавших в этих стенах.



8 ноября 1800 г., в день святого Архангела Михаила, состоялось торжественное освящение замка и его церкви, а в феврале 1801 г. Павел вместе со своей семьей переехал из Зимнего дворца в Михайловский замок.


Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна с сыновьями Александром и Константином; предположительно К.Хойер, 1781 г.



Герард фон Кюгельген. Портрет Павла I с семьёй. 1800



Иоганн Баптист Лампи-младший Конный портрет императора Павла I c сыновьями Александром и Константином, а также палатином Венгерским Иосифом. 1802 г


Мари́я Фео́доровна ; до перехода в православие - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 14 октября 1759, Штеттин - 24 октября 1828, Павловск) - принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I.


Александр Рослин. Портрет Великой княгини Марии Федоровны



Мария Фёдоровна вскоре после свадьбы. Портрет Александра Рослина



М.Ф.Квадаль. Коронование Павла I и Марии Фёдоровны



Maria Fedorovna by Élisabeth Vigée-Lebrun (1755–1842)



Владимир Боровиковский (1757–1825) Портрет Великой княгини Марии Федоровны (1759-1828)



Вуаль Жан Луи - Портрет великой княгини Марии Фёдоровны



Доу Джордж (1781-1829) Портрет императрицы Марии Федоровны


Чуть больше месяца замок был царской резиденцией. "Здесь я родился, здесь хотел бы и умереть" – этим словам императора Павла I суждено было стать пророческими. 11 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне в Михайловском замке, став жертвой дворцового заговора. Утром следующего дня августейшая фамилия вернулась в Зимний дворец.


Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы



Мария Фёдоровна во вдовьем наряде



Надгробие Павла I и Марии Фёдоровны в Петропавловском соборе


Михайловский замок полон легенд и загадок. Поговаривают, что после убийства в нем гулял призрак убиенного императора , которому монах Авель пророчествовал также о судьбе всего рода Романовых и державе Российской. Конверт с этим пророчеством надлежало вскрыть по завещанию Павла в день столетней годовщины его смерти , и хранился он в другом замке – в Гатчине , пригородной резиденции императора.



В течение двух десятилетий Михайловский замок использовался для проживания частных лиц, здесь были обустроены казенные квартиры для ведомственных чиновников, находились различные учреждения.


Павел I на портрете работы С. Щукина


В 1822 г. указом Александра I здание было передано Главному инженерному училищу, давшему замку новое название – "Инженерный". На протяжении целого столетия училище перестраивало бывшую императорскую резиденцию для своих нужд. В середине XIX в. по приказу Александра II на месте бывшей спальни Павла была устроена церковь святых апостолов Петра и Павла, частично сохранившаяся до наших дней.


Портрет императора Павла I - Николай Аргунов


В стенах Инженерного военного училища получили образование Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.М. Сеченов, Ц.А. Кюи и многие другие.


В.Л. Боровиковский. Портрет Павла I


В 1991 г. здание Михайловского замка было передано Государственному Русскому музею . С этого времени ведется комплексная реставрация единственного в своем роде архитектурного памятника.


Владимир Лукич Боровиковский


Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой - это был традиционный цвет мальтийского ордена. Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасили в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) - фаворитка императора


Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.


Павел I в короне, далматике и знаках Мальтийского ордена. Художник В. Л. Боровиковский


В 2001–2002 гг. проведена уникальная по сложности реконструкция части фортификационных сооружений, ранее окружавших замок, – открыты фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста, сохранившиеся под землей. Научно-исследовательские и археологические работы позволили осуществить реконструкцию инженерно-технического комплекса XVIII в. – одного из центральных архитектурных ансамблей Петербурга времен Павла I.


С. Тончи Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена


В отреставрированных залах теперь расположены постоянные экспозиции, проходят временные выставки.


Павел I - Владимир Боровиковский