Правильная артикуляция шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч). Сигматизм шипящих и его виды. Парасигматизм шипящих. Открытый урок на тему "постановка звука ч" план-конспект урока по логопедии на тему Постановка ч

Все шипящие имеют два варианта правильной артикуляции (верхнюю и нижнюю). Верхняя более распространена и если шипящие отсутствуют, ставят именно верхнюю артикуляцию этих звуков.

Верхняя артикуляция

Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к

верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято (Ш — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ш – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик языка оттянут от нижних резцов назад, щель с нёбом образует средняя часть спинки языка, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

Точно такая же, как при произношении звука Ш. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Ж – звонкий звук).

Верхняя артикуляция

Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языкаприподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято (Щ — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Щ – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, максимально поднята средняя часть спинки языка. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Нижний Щ отличается от нижнего Ш тем, что язык занимает более переднее положение, а средняя часть спинки языка поднята выше.

Верхняя артикуляция

Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.

Виды сигматизма шипящих

Они те же, что и у свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются ещё:

Щёчное произношение шипящих. Язык не принимает участия в произношении, выдыхаемая струя встречает препятствие в виде сближенных зубов, прижатых к ним уголков рта. При этом образуется тупой шум;

Заднеязычное произношение шипящих. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. Получается звук, напоминающий Х или украинский Г.

Парасигматизм шипящих

Если звуки Ш, Ж, Щ, Ч заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. это свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия, что очень важно учитывать при коррекции.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

О постановке шипящих звуков .

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

Екатерина Сулейманова
Автоматизация звука [ч]. Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения на звук [ч] .

1. «Окошечко» .

Вытянуть губы вперед и сделать их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться.

2. «Блинчик» .

Улыбнувшись, приоткрыть рот, и спокойно положить язык на нижнюю губу. Удерживать его под счет до 10.

Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

3.«Маляр» .

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка, как будто кисточкой красим небо от верхних зубов к горлышку и обратно (вперед- назад) . Выполнять нужно медленно, под счет до 10.

4. «Почистим зубки» .

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» за верхними зубами, делая движения языком из стороны в сторону. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая языком из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

5. «Чашечка» .

Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы боковые края языка были подняты. Удерживать язык в форме "чашечки" под счет до 10.

6. «Вкусное варенье» .

Приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть была неподвижна, язык должен быть широким в форме "чашечки". Широкий передний край языка полностью должен накрывать верхнюю губу.

7. «Парус» .

Улыбнуться, широко открыть рот, язык поднять вверх и кончик прижать к верхним "бугоркам" за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

8. «Загони мяч в ворота» .

вытянуть губы "трубочкой" и с силой подуть на ватный шарик на столе. Следить, чтобы щеки не надувались.

9. «Фокус» .

Сделать "чашечку", положить маленький кусочек ватки на кончик носа, сделать вдох через нос и сильно подуть через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

Правильная артикуляция звука [ч] .

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены (окошечком) . Кончик языка касается неба (за верхними зубами на бугорке) . Боковые края языка полотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба.

Произносить отрывисто и энергично звук [ч] [ч] [ч]…

Произносить долго, протяжно [ччч]…

Характеристика звука [ч] : согл., глухой, всегда мягкий.

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит звуки . Ребенок хлопает, если слышит звук [ч] .

ч, щ, ч, ш, а, м, ч, ц, ч, с, о, з, ч, с, г, ч, ш, ч, с, л, ц, ж…

Игра «Поймай звук » .

Взрослый произносит слоги. Ребенок хлопает, если слышит звук [ч] .

Ча, жа, ша, ча, жо, со, зы, чу, са, чу, чи, су, шу, чо, шо, ра, жа.

Игра «Повтори за мной» .

звука [ч] ) .

А) ча- ча- ча, чо- чо- чо, чу- чу- чу, чи- чи- чи, че- че- че.

Б) ча- чо, чу- ча, чо- чи, чо- чу, ча- чи, чу- ча, чо- чи, чи- ча, чу- чо, чи- чо, ча- чу, чо- ча.

В) ча- ча- чо. ча- чо- ча.

чо- чу- чо. чо- чо- чу.

чу- ча- ча. чу- ча- чу.

чо- ча- ча. ча- ча- чо.

чу- чо- чу. ча- чо- чо.

ча- чу- чу.

Г) ча- чо- чу. чу- ча- че.

чо- чу- ча. чу- чо- ча.

чу- ча- чо.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит только взрослый.

Нет меча- ча- ча- ча.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слоги, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ч] ) .

А) ач- ач- ач. Ыч- ыч- ыч.

Ич- ич- ич. Яч- яч- яч.

Оч- оч- оч. Ич- ич- ич.

Уч- уч- уч. Еч- еч- еч.

Б) ач- оч. Яч- ыч.

Ач- ич. Уч- ыч.

Ач- уч. Уч- яч.

Ач- яч. Уч- ич.

Ач- ыч. Ич- ыч.

Оч- уч. Ич- яч.

Оч- ич. Ич- уч.

Оч- яч. Ич- оч.

В) ач- ач- оч. Ыч- ыч- оч.

Оч- ач- оч. Яч- уч- уч.

Ич- уч- ич. Ич- ич- ач.

Уч- ич- ич.

Г) ач- ич- оч. Уч- ач- оч.

Оч- ич- ач. Ач- уч- оч.

Ич- ач- оч. Оч- уч- ач.

Оч- ач- ич. Ач- оч- ич.

Игра «Повтори за мной» .

Взрослый произносит слова, ребенок повторяет. (следить за правильным произношением звука [ч] ) .

Богач, врач, грач, ночь, дочь, могуч, мяч, ключ, печь, задачка, кабачки, бочка, очки, почва, почта, девочка, шапочка, тапочки, девочка, Жучка, внучка, яичко, водичка, колечко, ячмень, кочан, свеча, туча, задача, бычок, значок, плечо, хочу, жемчуг, учитель, качели, течет, мальчик, чай, чашка, чудо, чистить, читать, чудеса, чиж, четкий.

Игра «Назови лаского» .

Пень- пенечек, палец-… вода-…

Замок-, кувшин-… собака-…

Стакан-, язык-…. Сани-…

Кувшин-, коза-… булки-…

Игра «Сложные слова»

Чечевица, чечетка, чукча, чепчик.

Словосочетания.

Мамочкина шапочка.

Чугунная печка.

Ванечкин зайчик.

Чайные чашки.

Анечкин мячик.

Чай в чашке.

Булочки в печке.

Игра «Жадина» .

Ребенок говорит, что все вещи его.

Например : мой чай, моя чашка…

Ручка, мяч, обруч, печь, бочка.

Чистоговорки.

Ребенок повторяет за взрослым целую чистоговорку.

Нет меча- ча- ча- ча.

Мы мечтаем о мяче- че- че- че.

Будем рады мы мячу- чу- чу- чу.

Очень нам нужны мячи- чи- чи- чи.

Игра «Исправь ошибки» .

Булочки пекут Танечку.

Ботиночки чистят Сонечку.

Стихи читают ученика.

Юбочка сшила внучку.

Предложения.

Мамочка готовит сочный кабачок.

У бычка хвостик кисточкой.

У девочке в сачке бабочка.

У Светочке в чемодане маечка и кофточка.

Сонечка сидит на скамеечке.

У мамочки- часы, а у дочки- часики.

1. В тумбочке Ани чего только нет;

Пачка печенья, куча конфет,

Юбочка, маечка, мячик, очки,

Кофточки, ниточки, пуговички.

2. Часами на качелях

Качается Иван.

Быть летчиком мечтает

Этот мальчуган.

Скороговорки.

1. У зайчика значок,

На значке- кабачок.

2. Танечка четко

Отбивает чечетку.

Не у кого чечетка

Не звучит так четко.

3. На деревьях- почки,

В огороде- бочки.

Дачники (пересказ) .

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут : наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков- дачниками.

Правильная артикуляция звука «Ч»

  • губы округлены, выдвинуты вперед;
  • зубы сближены, между ними остается лишь небольшая щель;
  • широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба;
  • средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;
  • мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук «ч» — аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка.

Упражнения для звука «Ч»

Артикуляционные упражнения для языка для звука «Ч»

(Все упражнения выполняются перед зеркалом под счет до 5-7 раз и желательно сопровождать веселыми стихами)

  • Улыбка-Трубочка : поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Зубы в процессе не размыкаются и не сдвигаются.
  • Чашечка: рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
  • Язык перешагивает через зубы: рот открыт, губы в улыбке. Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
  • Варенье: рот приоткрыт, язык высунут. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
  • Фокус: рот приоткрыт. Язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. Сдувать можно все, что угодно, например привязываться к времени года — осенью листья, зимой снежинки, и т.п.
  • Футбол: улыбнуться положить широкий край языка на нижнюю губу. И произнося звук «Ф», сдуть ватку, мячик на противоположный край стола или забить ГОЛ в ворота!
  • Грибок: Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
  • Лошадка: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком (как лошадка цокает копытами). Подбородок неподвижен. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он вначале присасывался к нёбу, а затем падал вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение. Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна. Можно еще менять положение губ со звука «А» на звук «О» и заодно пробовать с ребенком цокать под определенный ритм.
  • Приклей конфетку : положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить кусочек мягкой конфеты, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать ластик, вставленный между коренными зубами. Выполнять медленно. Это упражнение ОЧЕНЬ ВАЖНО для укрепления мышц языка и навыка подъема языка наверх!

    Упражнения для губ

    Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука о. Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

    Упражнение для развития выдоха

    Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки — ощущается тёплая струя.

    Упражнение для языка

    Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз. Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Постановка звука «Ч»

После проведения подготовительных упражнений следует выбрать один из приемов постановки шипящих звуков.

1. По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей звука «Ч» :
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог «-ать», обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

Сначала медленно, затем все убыстряя темп, произносим сочетание звуков «ть» и «шь» – тьшь.

4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

После получения правильно произнесенного звука [Ч] следует перейти к автоматизации звука в слогах и в словах.
На нашем сайте есть упражнения и материал для автоматизации. А также его можно приобрести в любом магазине, где есть учебная литература.

Тема: «Постановка звука [Ч]».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [Ч].
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:

Попробуй отгадать загадку:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.

Ход занятия.

    Игра: «Поймай звук [Ч]».
    Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ч].
    - П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
    - ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
    - ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

    Артикуляционная гимнастика:

* «Лопатка».
* «Пирожок».
*. «Качели».
* «Язык перешагивает через зубы».
* «Маляр».
* «Грибок».
* «Гармошка».
* «Вкусное варенье»
* «Чашечка».
* «Фокус».
* «Саночки»

* «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».

3. Игровой приём постановки звука [Ч]. (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука [ч]:
(при произнесении звука [Ч]:
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка).
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

4. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

5. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук [Ч].
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.

Итог занятия:
-Какой звук, ты училась произносить? (Звук [Ч]).
Молодец!

| ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы: б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Говорите слова четко проговаривая буквы и слоги. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Статьи и упражнения с сайта () помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок.

Постановка звука Ч

Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч .

Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.

Постановка звука ч различными способами.

1. По подражанию:

Ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От слияния составных частей аффрикаты ч:

Ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т", щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).

3. От опорного звука:

Ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.

4. От опорного звука с механической помощью:

Ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;

Ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.

Исправление нарушений произношения звука/Ч/

Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.

Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).

Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..

Нормальная установка при произнесении звука.

  • 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает от нёба, а напряжённые края языка расслабляются.
  • 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
  • 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
  • 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплый поток воздуха.
  • 5) Звук ч глухой и мягкий.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..

Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.

1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый звук, имитирующий звук т . То медленно, то быстро произносить этот имитирующий звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что кончик языка упирается в верхние передние зубы.

Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.

2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных зубах.

Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук т.

1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться. Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол. Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.

Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо звука ч слышится звук, имитирующий звук т ; для исключения этого обучающий должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т .

2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.

3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены, губы выдвинуты вперёд и округлены.

Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком ч.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится ач, вместо оть - оч, вместо уть - уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.