Региональная программа благоустройства дворовых территорий. Программа благоустройства дворовых территорий. Распределение по регионам

18 благовещенских дворов в нынешнем году были включены в программу благоустройства «Городская среда». Амурская столица получила на приведение в порядок дворовых и общественных территорий 139 миллионов рублей из федерального и регионального бюджетов, а также из казны города. Как включить свой двор в приоритетный проект и какие работы могут быть проведены в рамках программы благоустройства, «Амурской правде» рассказала руководитель УК «Амурблагуправление» Ольга Токарева.

Дважды в год специалисты проводят осмотр домов, оценивают работу инженерных систем, состояние придомовой территории.

Благоустройство — зона ответственности самих жителей

Приоритетный проект «ЖКХ и городская среда», направленный на благоустройство городских дворов и общественных зон, стартовал в российских регионах в нынешнем году. Первоначально предполагалось, что государство будет проводить софинансирование проекта до 2020 года. Однако на днях министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень заявил о продлении программы еще на два года. В Благовещенске на приведение в порядок дворовых территорий в этом году будет потрачено 139 миллионов рублей из федерального, областного и местного бюджетов. В программу «Городская среда» были включены 18 дворовых территорий, две из которых расположены в поселке Аэропорт. Два дома, к которым прилегают эти дворы, находятся на управлении благовещенской компании «Амурблагуправление».

тысяч квадратных метров жилья находится на управлении компании «Амурблагуправление». Еще около 4 тыс. кв. м — на обслуживании

— Чтобы попасть в проект благоустройства, жителям домов в поселке Аэропорт пришлось проделать серьезную работу. Один из домов, который попал в программу, перешел под управление нашей компании с января, — рассказывает Ольга Витальевна. — Часто жители решают сменить управляющую организацию, потому что хотят, чтобы в их подъездах не только лампочки меняли и пол мыли. Задача УК — сделать жизнь горожан комфортной. В доме, который мы приняли, было необходимо и окна в подъезде сменить на новые металлопластиковые, и светильники светодиодные установить. Кроме того, жильцы проголосовали за участие их двора в программе «ЖКХ и городская среда». Мы помогли составить необходимую документацию. Работу нужно было сделать быстро, чтобы двор отремонтировали уже этим летом.

Соседний дом, который также находится «под крылом» «Амурблагуправления», подготовил пакет документов на благоустройство своей дворовой территории еще в 2013 году. Жители многоэтажки рядом, решили, что хороший двор не помешает и им. В проекте в том числе учли водоотведение.

— Отсутствие системы водоотведения — беда многих дворов Благовещенска. Из-за плохой работы ливневых канализаций во время дождей вода оказывается не только возле подъездов, но и в подвалах. Поэтому при составлении проекта ремонта этот момент необходимо учитывать в первую очередь, — посоветовали в «Амурблагуправлении».

Платить или жить без удобств

Дважды в год специалисты УК «Амурблагуправление» проводят осмотр конструктивных элементов зданий, которые находятся на управлении компании, оценивают работу инженерных систем, состояние придомовой территории. На основании этих осмотров составляются акты, в которых указываются все выявленные дефекты.

— Увы, к управляющим компаниям многие жильцы относятся негативно. Отчасти это связано с работой на рынке недобросовестных УК. Тень от деятельности таких фирм ложится в итоге и на порядочные организации. Чтобы не отвечать за чужие ошибки, мы работаем максимально прозрачно. На осмотр дома и составление актов всегда приглашаем председателя совета дома или кого‑то из членов этого совета. А совет уже доносит сведения до других собственников. Мы по закону можем лишь рекомендовать решить первоочередные проблемы. К примеру, посоветовать установить водонагреватель. Однако, как ни странно, порой люди готовы отказаться от удобств в пользу, например, качели во дворе, — отмечает Ольга Токарева. — Чтобы вопросы благоустройства решались эффективно и оперативно, средства на поддержание домов и прилегающих к ним территорий должны быть заложены в тариф. А подчас получается, что в установке горки на детской площадке заинтересованы только семьи с малышами, скамейка перед подъездом нужна бабушке. А по факту платить за это не хотят ни те ни другие. В сознании многих граждан по‑прежнему живет убеждение, что кто‑то должен следить за состоянием их дворов, нести ответственность за сохранность общедомового имущества, проводить ремонт.

В управляющей компании признают, что часть работ в жилых домах порой приходится выполнять в долг, чтобы не примкнуть к числу нарушителей. Ведь УК находится под постоянным контролем жилищной инспекции, ресурсоснабжающих организаций, да и самих жильцов.

— Бывает, что мы выполняем какие‑то срочные ремонтные работы, а потом убеждаем жителей изменить тариф, так как люди остаются должниками перед компанией. С учетом сегодняшних цен и постоянно растущей инфляции, чтобы содержать многоквартирный дом в нормальном состоянии, тариф на его обслуживание должен быть не менее 17 рублей. Это без учета обслуживания лифта, вывоза мусора и услуг по уборке. А у нас на обслуживании есть дома, где тариф 12 рублей. Как можно поддерживать дом, не имея ресурсов на его содержание? За эти деньги можно только обеспечивать жильцов бесперебойной поставкой электроэнергии, воды, водоотведением. Чтобы, к примеру, заменить в подъезде светильники, окна, почтовые ящики, предусмотреть средства на ремонт подъездов, тариф должен быть выше минимального. Мы стараемся убедить людей в том, что жить с комфортом гораздо приятнее, чем все время жаловаться на покосившиеся двери в подъезде и лужи во дворе.

Успеть до конца декабря

На управлении «Амурблагуправления» сегодня находятся 37 многоквартирных домов в городе. Минимум 10 прилегающих к ним придомовых территорий нуждаются в ремонте, который может быть выполнен, если жильцы пожелают, чтобы их дом участвовал в федеральной госпрограмме.

многоквартирных домов Благовещенска находятся сегодня на управлении «Амурблагуправления»

— Когда начала работать программа, мы раздали всем гражданам информацию о том, какой нужен пакет документов для участия в проекте, как его собрать, сколько необходимо голосов от жителей дома, чтобы их двор был благоустроен за счет средств бюджета. Из всех домов, чьи дворы нуждаются в ремонте, согласились участвовать только пять. По самым скромным подсчетам, на благоустройство одного двора необходима сумма в 2 миллиона рублей, — посчитали в «Амурблагуправлении». — Минимальный перечень работ включает: ремонт дворовых проездов, освещение дворовых территорий, установку скамеек и урн для мусора, обустройство ливневой канализации. Собственники сами решают, какие изменения они хотели бы увидеть в своих дворах. Мероприятия из минимального перечня финансируются за счет бюджета. Существует также дополнительный перечень, включающий оборудование детских и спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территорий и иные виды работ. Эти работы жильцы оплачивают за счет собственных средств. Граждане, желающие благоустроить свой двор, составляют паспорт дворовой территории. Подготовить техническую документацию собственники могут самостоятельно, собрав необходимую сумму. А могут принять решение заложить эти затраты в тариф на год. По нашим подсчетам, если жильцы выберут второй вариант, то тариф на обслуживание вырастет примерно на три рубля с кв. м. Однако окончательное решение остается, конечно, за собственниками. Заявка на участие дома в программе подается в муниципалитет. Тем, кто желает сделать свой двор комфортнее, необходимые документы нужно успеть собрать до 25 декабря.

Эксперты Центра мониторинга благоустройства городской среды проверили, как федеральный проект реализуется в семи регионах: Чувашской Республике, Воронежской области, Приморском крае, Тульской, Новгородской и Томской областях, а также в Республике Удмуртии. Как оказалось, общая проблема для всех регионов – жители плохо информированы о проекте и возможностях участия в благоустройстве. Полный перечень всех обнаруженных недочетов активисты направили в Минстрой России.

Как сообщили эксперты, в Чувашской Республике на официальном сайте Минстроя размещен только проект госпрограммы по формированию городской среды на 2018–2022 гг. При этом заседания межведомственных комиссий проводятся реже чем один раз в три месяца, а глава региона не курирует большую часть мероприятий лично. По состоянию на 31 октября 2017 г. из девяти муниципальных образований только в двух выполнены все работы по благоустройству.

Проверка на месте показала, что в муниципальную программу благоустройства города Чебоксары внесены дворовые территории, которые уже были приведены в порядок в 2013–2016 гг. Кроме этого, во многих случаях при формировании перечня объектов и эскизных проектов гражданам были даны образцы только одного производителя, а при проектировании не соблюдались и не учитывались нормы по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан.

«В Воронежской области, как оказалось, при подаче заявок на благоустройство жители не получали на руки номер поданной заявки. В связи с ускоренными сроками формирования заявок в 2017 г. планы благоустройства дворовых территорий разрабатывались без учета мнения граждан, а фактически были навязаны районными администрациями. Жителям пришлось все это одобрить, так как иначе дворы могли просто не попасть в проект», – отметила координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.

При этом на сайтах некоторых муниципальных образований в Воронежской области нет информации по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», несмотря на то что все программы должны быть размещены на сайтах муниципальных образований. Также зафиксировано несколько случаев изменения утвержденных гражданами планов благоустройства дворовых территорий, поскольку уменьшилось финансирование проекта. Одна из проблем, с которой эксперты столкнулись в регионе, – отсутствие надлежащим образом оформленных прав граждан на земельные участки под многоквартирными домами (МКД). Из-за этого возникают проблемы по дальнейшему содержанию дворовой территории и имущества, находящегося на ней.

Так, в Приморском крае не вошли в программу по формированию современной городской среды размежеванные дворы, находящиеся в собственности жильцов МКД. Кроме того, выяснилось, что большинство жителей края не знают о реализации проекта и, соответственно, не участвуют в принятии решений. При этом заседание краевой межведомственной комиссии проводится реже чем один раз в три месяца.

По итогам проверки в Томской области эксперты Центра сделали вывод, что представителей органов власти, ответственных за реализацию приоритетного проекта, нужно обучить правилам проведения собраний, основам информационной открытости и контролю за качеством работ. Выяснилось, что в программу по благоустройству на 2018–2022 гг. не включают заявки от жителей, которые не попали в программу в 2017 г., а требуют от людей повторно собирать документы и подавать заявки.

«Очевидно, что в регионе существуют проблемы с комплексным подходом к реализации приоритетного проекта, – пояснил координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Томской области Родион Газизов. – К примеру, при благоустройстве дворовой территории внимание необходимо обращать не только на работы по асфальтированию, но и на обустройство ливневой канализации, внешний облик фасада дома, наличие тротуаров. Важно также, чтобы у жителей не возникало вопросов по поводу адекватности соотношения объема фактически проведенных работ и их стоимости, поэтому нужно с людьми разговаривать, советоваться, учитывать их мнение, объяснять, что, как и зачем будет сделано».

В Тульской области эксперты столкнулись с плохим качеством работ по благоустройству. Например, в областном центре по улице Лейтейзена, 4, работы уже завершены, однако, по мнению жителей дома, осталось много недочетов: так, на территории нет газона, вокруг горок и турников – грязь. Недовольны люди также тем, что лишились лавочек возле подъездов. Активисты ОНФ в Тульской области обратили внимание на эти недочеты и проконтролируют, чтобы они были устранены.

В Новгородской области, по мнению экспертов, власти подошли к реализации проекта формально. На практике оказалось, что при формировании современной городской среды чиновники ограничились асфальтированием дворов. Кроме этого, разработанные дизайн-проекты не были утверждены жителями в отдельных районах Новгородской области, а при заседаниях в общественных комиссиях не учитывалось мнение общественников.

В Удмуртии к качеству работ по благоустройству также были замечания. Почти во всех проверенных дворах также лишь отремонтировали асфальтированные дороги, и не везде качественно. Кроме того, претензии имеются к элементам доступной среды, а также к несогласованности проектно-сметной документации с жителями.

«Каждый раз мы напоминаем, что приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на то, чтобы вовлечь в процессы благоустройства самих жителей, сделать дворы и общественные пространства удобнее для них. Однако многие граждане просто не знают о существовании проекта, и с этим нужно бороться», – пояснила Светлана Калинина.

https://www.сайт/2017-03-28/pochemu_partiynyy_proekt_er_po_blagoustroystvu_dvorov_mozhet_dorogo_oboytis_rossiyanam

«Жители будут сами отвечать за дорожку к подъезду - чистить ее, ремонтировать…»

Почему партийный проект ЕР по благоустройству дворов может дорого обойтись россиянам

«Единая Россия» запустила проект, о «подводных камнях» которого предпочитает скромно молчать Яромир Романов

В России стартует глобальная программа по благоустройству дворов, на которую из федерального бюджета выделяют более 20 млрд рублей. Хотя средства полностью бюджетные, ее называют партийным проектом «Единой России». Но под видом благоустройства дворов на россиян по факту перекладывают расходы за их содержание и ремонт, в том числе ремонт дворовых дорог. Причем если жильцы на это не согласятся, территория перед их домами может отойти кому угодно, отмечают депутаты, и во дворе вместо качелей появится очередной супермаркет.

Во всех городах России сейчас проходят общественные слушания по программе благоустройства дворов и скверов, рассчитанной на 2017 - 2020 годы. Без сомнения, в ней много плюсов. На смену разбитым дорогам, сломанным каруселям и беспорядочно припаркованным машинам придет порядок. Но есть и подводные камни, о которых власти предпочитают умалчивать.

Программа делится на две части: обязательную и дополнительную. В случае, если двор принимает участие в ней, за счет федеральных средств ремонтируются дворовые проезды, обеспечат освещение двора, установят скамейки и урны. Все остальное — детские и спортивные площадки, парковки, озеленение и заборы — при софинансировании с собственниками жилья. Они могут либо оплатить 3% от сметной стоимости, либо отдать «трудоднями» - поучаствовать в субботнике, покраске или озеленении.

Определиться относительно участия в программе в текущем году дворы должны уже до 15 апреля, по крайней мере в Челябинске.

Однако прежде чем готовить заявку, стоит понять один важный момент: участие в проекте автоматически подразумевает межевание дворовой территории, после которого собственниками станут жильцы, а не государство. Таким образом, все содержание и ремонт перекладывается на их плечи.

Сам проект межевания оплачивается собственниками и обойдется в сумму около 25 тыс. рублей, рассказал корреспонденту сайт Дмитрий Холод, координатор партийного проекта «Комфортная городская среда», депутат Челябинской гордумы. «Нужно делать кадастровые планы, все измерять, люди выходят на территорию. Это нормально, ничего страшного нет, — пояснил он. — В среднем, если раскидать 25 тыс. рублей на 80-квартирный дом, то получается по 312 рублей в год. Можно платить единовременно, кто неимущие - растянуть на 2-3 месяца».

Депутат подтвердил, что после обязательного межевания ответственными за двор, в том числе ремонт дорог внутри - тех, что проходят перед подъездами, - будут жильцы. «Дорожка перед подъездами отойдет жителям. Они будут её чистить самостоятельно, ремонтировать, асфальт накладывать. Муниципалитет оставляет за собой дороги между дворами», — сказал Холод.

Наиль Фаттахов

Однако повлиять на качество дорог, получаемых в собственность, россияне не смогут. Подрядчиков будут отбирать администрации через муниципальные торги по ФЗ-44. Другого механизма, по крайней мере сейчас, нет. Причем в среднем на благоустройство двора отводится всего около 1 млн рублей. Дмитрий Холод успокаивает, что на отремонтированные дороги будет даваться трех- или пятилетняя гарантия. Но требовать гарантийного ремонта жильцы опять же не смогут напрямую - только через администрацию, проводившую торги.

Холод считает, что повышения затрат на жилищные услуги не будет. «Собственники на общем собрании утверждают тариф на год. Люди сами решили, что им нужно, и с учётом объективной ситуации посчитали тариф», — сказал он.

«В случае, если будет межевание дворовой территории, по факту содержание дворов скидывают на жильцов. Но не в каждом доме они смогут договориться о том же ремонте дороги, потому что это означает рост их затрат. Ведь сейчас жильцы практически ничего не платят, разве что за работу дворника», — говорит наш собеседник.

Депутат Заксобрания Челябинской области Илья Бархатов считает идею партийного проекта по благоустройству дворов позитивной. «Эта проблема остро стоит во всех регионах нашей страны. Здесь есть «но». Чтобы двор был красивым и чистым всегда, а не только после партийного проекта, придомовая территория должна быть отмежевана, то есть находиться в собственности у жителей. А это сделать непросто - время, деньги, конечно, и плюсом плата за налог на собственность, которую должен будет платить каждый житель дома. И сумма немаленькая — чем больше помещение и придомовая территория, тем больше сумма в квитке», — считает Бархатов.

Как жители Челябинска делят 377 млн рублей, выделенных на благоустройство дворов

Его коллега по Заксобранию Ольга Мухометьярова, в свою очередь, отмечает, что дворы относятся к зонам общего пользования, следовательно, налогообложению не подлежат. Тем не менее расходы россиян за счет трат на содержание дворов вырастут. И все же гражданам сейчас лучше забрать землю во дворах, иначе могут возникнуть серьезные проблемы. «Если земля не нужна тебе, она понадобится кому-то другому, — предупреждает она. — По закону предприниматели могут заявиться на земельный участок, если он сформирован, но никто на него не заявляется. И через некоторое время вы увидите во дворе киоски, парковку или магазин».

Кстати, именно так многие люди, близкие к власти, заработали состояния. «По акту отвода забирали землю, ставили там маленькую сарайку как объект капитального строительства. А дальше покупали этот участок по закону о приватизации за бесценок. Потом какому-нибудь ритейлеру за миллионы продавали», — рассказала Мухометьярова.

В планах властей за пять лет — до 2022 года — все дворы отремонтировать и передать под ответственность жителей, рассказал Дмитрий Холод. Но смогут ли в условиях стагнирующей экономики россияне выдержать еще одно бремя, ведь самому государству для благоустройства дворов понадобился целый партийный проект.

Федеральное правительство дало 20 млрд рублей на благоустройство дворов, парков, набережных и площадей. Это необычно, потому что федеральное правительство не должно заниматься такими вещами. Но вот, занимается.

Идея в том, что Россия дает городам и регионам деньги, а те на эти деньги благоустраивают дворы и парки. После благоустройства придомовые территории войдут в общедомовое имущество и собственники квартир будут платить за их содержание и ремонт.

Чтобы получить бюджетные деньги, регионы, муниципалитеты и жители должны принять собственные программы благоустройства, утвердить проекты и внести посильный вклад. Участвовать можно деньгами или трудом. Тем, кто ничего не вложит, не дадут федеральных денег.

Взять 🌾🌿🍀 в свои руки

Как было раньше?

По жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен относиться к общедомовому имуществу, но на деле большинство дворов до сих пор не прошли процедуру официальной передачи и считаются муниципальной собственностью. Каждый год власти выделяют деньги из бюджета и решают, где поставить новый фонарный столб, а где - лавочку.

Кроме них ничейным дворам помогали спонсоры и меценаты. За лавочками и урнами у подъездов следили УК и ТСЖ , но из-за постоянной нехватки денег могли делать это нерегулярно и плохо. Озеленением дворов занимались бабушки.

После окончания программы в 2022 году благоустроенные дворы станут частью общедомового имущества и жильцы будут платить за их содержание так же, как платят за содержание подъездов, подвалов и крыш.

Мы теперь должны сами платить за благоустройство?

Да, но прежде чем переложить на жителей ответственность, государство поможет навести порядок в вашем дворе. Для этого власти и выделили деньги на программу благоустройства.

Благоустроят все дворы?

Нет, это зависит от жителей. В 2017 году деньги на благоустройство дадут только тем, кто проявит инициативу и сам поучаствует трудом или деньгами. Жильцы дома должны будут решить, какое им нужно благоустройство, сколько денег они готовы на это потратить и готовы ли поработать в собственном дворе.

А какое участие жителей предполагает правительство?

Чтобы участвовать в программе, надо решить, что именно вы хотите благоустроить, какой вклад готовы внести, кто потом будет следить за сохранностью и кто будет представлять интересы вашего двора. Всё это решается на собрании собственников.

А как происходит принятие решений? Как попасть на собрание жильцов своего дома?

Собрание могут организовать правление ЖКХ , УК или инициативные жильцы. Для этого они должны оповестить всех жильцов дома: расклеить объявления, положить приглашения в почтовые ящики или пригласить собственников лично.

Я хочу парковку во дворе. Что делать?

После 1 апреля уточните, участвует ли ваш регион и муниципалитет в программе благоустройства. Новости об участии появятся в местных СМИ и на официальных сайтах.

Запишитесь на семинар, который организует муниципалитет, и посетите публичные слушания: там вы узнаете местные подробности, сможете получить образцы заявок и других документов.

До 1 июня сами или с помощью правления ТСЖ и УК организуйте собрание жильцов, расскажите о программе, объясните условия. Убедите жильцов в необходимости парковки. Может быть, соседи предложат еще расширить палисадник или обустроить детскую площадку. Не забудьте обсудить формат и размер участия жильцов в благоустройстве.

Зафиксируйте все решения в протоколе собрания и до 1 июня отправьте заявку в муниципалитет. После 1 июня зайдите на муниципальный сайт и убедитесь, что ваш двор включили в программу и запланировали все необходимые работы. Сверьте план с протоколом и заявкой.

А нам бы всего одну лавочку у подъезда.

Одну лавочку вам может установить УК или ТСЖ : это находится в их компетенции и для этого не обязательно участвовать в программе. Обратитесь в свою УК или правление ТСЖ .

А зачем это всё государству?

С помощью программы государство хочет выстроить систему для улучшения комфорта жителей городов. В результате государство хочет не только благоустроить дворы и общественные зоны, но и выработать правила содержания, назначить ответственных и научить власть и жителей сотрудничать.

Я не хочу ничего решать и ходить ни на какие субботники! Я плачу налоги и хочу, чтобы у нас было всё как в Германии! Чтобы кустики стриженые, газоны зеленые, чтобы не было какашек на улицах - как в Америке. Где это всё? Я вас спрашиваю: где?

В Германии за ремонт и содержание многоквартирного дома платят собственники. Ни муниципальные, ни региональные, ни другие власти не выделяют денег на ремонт и благоустройство даже раз в 10 лет.

Платить за коммуналку 400-450 € в месяц для немцев нормально . В эту сумму входит садовник, вывоз мусора, освещение территории, поддержание порядка на парковках, уборка подъездов. Поэтому во многих немецких дворах есть только газон: меньше объектов благоустройства - ниже плата за содержание.

В Италии собственник квартиры платит муниципальный налог на содержание улиц и парков, второй налог - на вывоз мусора, и отдельно - ежемесячные платежи на содержание дома и прилегающей территории. В месяц квартира обходится в 150-300 €. Если во дворе есть парковка, места на ней сдают в аренду. Неважно, живет автовладелец в доме или нет, он будет платить 15-50 € в месяц за машино-место.

В Алабаме домовладельцы , а городские власти штрафуют тех, у кого лужайка недостаточно ухоженная.

Благоустройство дворовых территорий в России отнесено к компетенции региональных и местных властей. Однако за исключением Москвы, отчасти Московской области и Санкт-Петербурга соответствующие органы власти почти не выделяют средств на эти цели. В лучшем случае благоустройство ограничивается центральной частью региональных «столиц». Как правило, это оправдывается нехваткой средств в местных бюджетах.

В 2017 году под эгидой Минстроя РФ была принята проектная программа «Комфортная городская среда». Она рассчитана на срок до 2022 года. Общий объем финансирования по этой программе составляет более 42 млрд. рублей, из которых примерно 25 млрд. рублей планируется направить из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субъекты РФ также должны принять участия в этой программе, выделив на ее осуществление около 17 млрд. рублей. От активности региональных властей и местного населения зависит распределение федеральных средств.

Получить финансирование на благоустройство дворовых территорий в 2019-2022 годах может любой населенный пункт с числом жителей более 1000. Для включения в программу соответствующая территория должна быть передана в долевую собственность жителей прилегающих домов. После завершения работ за «государственный счет» все дальнейшие расходы по ремонту и поддержанию дворовых территорий полностью перекладываются на собственников, т.е. жителей. Они могут участвовать в этом как в денежной, так и в натуральной форме («субботники» и т.п.).

По федеральному проекту выполняются следующие работы:

  • установка мусорных урн и контейнеров;
  • установка скамеек;
  • организация автомобильных парковок;
  • монтаж осветительного оборудования;
  • ремонт дворовых проездов;
  • оборудование детских и спортивных площадок;
  • озеленение.

По данным Минтранса РФ в 2017-2018 годах в рамках этой программы было благоустроено более 20 тысяч дворов в разных городах России. Среди регионов-лидеров по реализации данного проекта:

  • Калужская область;
  • Красноярский край;
  • Чеченская республика;
  • Калининградская область;
  • Томская область.

Благоустройство дворов в Москве и области

В столице России соответствующая городская программа была принята еще в 2011 году. С 2015 года действует городская программа «Моя улица», в рамках которой также осуществляется ремонт и благоустройство московских дворов. Идеологами этих проектов выступили влиятельный институт архитектуры и дизайна «Стрелка» (председатель попечительского А. Мамут), а также датский архитектор Ян Гейл, приглашенный в Москву городскими властями в 2010 году. Гейл известен в Дании и других странах мира своей деятельностью по трансформации и гуманизации урбанистических пространств. Срок действия московских программ благоустройства продлен на период 2019-2022 годов.

В настоящее время в Москве «облагорожены» около 25 000 дворов. Ведется активное обустройство придомовых территорий в т.н. «Новой Москве» (бывшие районы Московской области к юго-западу от столицы). Помимо стандартных работ, аналогичных тем, что выполняются по федеральному проекту, столичные программы включают в себя:

  • расширение и ремонт тротуаров;
  • учреждение велосипедных дорожек и паркингов;
  • укладка плитки вместо асфальтового покрытия;
  • установка шлагбаумов при въезде во дворы (по согласованию с местными жителями);
  • дизайнерское озеленение.

В 2019-2022 годах городское правительство планируют сделать акцент на ремонт и поддержание в должном состоянии уже благоустроенных дворовых территорий.

Обновленные правила

Представленные ниже правила вступят в силу после того, как федеральная программа будет полностью реализована:

  1. На жильцов ложится ответственность за оплату ремонтных и иных работ в подвалах, подъездах, на крышах и во дворах. То есть с государственных и местных органов управления ответственность за поддержание порядка в данном случае снимается.
  2. Решение об объеме денежных затрат и любых работах на придомовых благоустраиваемых территориях будут приниматься непосредственно жильцами дома по решению общедомового собрания. Это значит, что вся ответственность полностью ляжет на коллектив жильцов, поэтому умение совместно принимать решения станет основополагающей для поддержания высокого качества жизни.

Важно! Для упрощения процедуры дальнейшего контроля на собрании может быть выбрано ответственное лицо, которое впоследствии будет определять объем необходимых работ и вложений, которые требуются для поддержания.

Какие работы могут быть сделаны

Для еще не благоустроенных территорий на общедомовом собрании могут быть выбраны следующие разновидности минимальных и дополнительных работ:

  • установка мусорных урн;
  • оборудование площадок для детского досуга;
  • установка скамеек;
  • оборудование мест для занятий спортом;
  • ремонт проездных площадей;
  • организация облагороженных парковочных мест;
  • необходимо освещение площади.


Также, если есть такая необходимость, можно включать в список и дополнительные работы. Их важность потребуется дополнительно обосновать в проекте.

Как это действовало раньше

До того, как была разработана муниципальная программа по облагораживанию, система работала невыгодно для жильцов дома. Дело обстояло так, что они не были ответственными за придомовые территории: ответственность за обустройство и ремонт лежало на управляющих компаниях либо сотрудниках ЖКХ. Деньги на благоустройство выделялись ежегодно, однако, процедура распоряжения ими решалась по факту не заинтересованными лицами.

Таким образом, средства уходили на минимальные, порой индивидуальные нужды, в то время как дворы оставались в том же состоянии, что и раньше. Программа позволяет полностью устранить эту проблему путем финансовой поддержки и переноса ответственности за поддержание качества жизни на по-настоящему заинтересованных в этом людей - жильцов дома.