Урок 9 кл первая мировая война. Вопрос недели: каковы уроки Первой мировой войны? Уроки мировых войн - пойдут ли они впрок

Тема урока Первая Мировая война

Цель урока: систематизировать и обобщить знания о П ервой мировой войне и об участии в ней России.

Задачи:

а ) образовательная: выяснить причины и цели участников первой мировой войны;

Определить, какой характер носила война со стороны России;

Охарактеризовать ход военных действий на Восточном фронте;

Сделать вывод о том, какую роль сыграла Россия в войне.

б) развивающая: продолжить формирование умения высказывать собственное понимание вопросов и проблем, связанных с данной темой

в) воспитательная: стимулировать развитие глубокого и устойчивого интереса к истории

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный

Материальное оснащение урока : Карта, презентация, учебник «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, схемы

Межпредметные связи: «История России»

Ход и содержание урока:

1. Вводно-мотивационный этап.

1.1. Проверка учащихся группы

1.2. Сообщение цели и темы урока

2. Актуализация опорных знаний по теме «Страны Азии и Америки в конце XIX- начале XX века.»

Самостоятельная работа по вариантам

3. Изложение нового материала

2. Цели участников войны

3. «План Шлифена»

1. Причины и повод Первой мировой войны

Первая мировая война (1 августа 1914 г – 11 ноября 1918 г) началась в последствии обострения в начале 20 века противоречий между развитыми государствами мира. Мощь вооружения с каждым годом увеличивалась, шовинистическая пропаганда делала свое дело – развязывала национальную вражду, правящие круга все больше - больше жаждали реализации планов захвата.

Поводом для начала Первой мировой войны послужило убийство 28 июня 1914 года в боснийском городе Сараево наследника австро - венгерского престола эрц - герцога Франца - Фердинанда членом организации «Млада Босна» Гаврилом Принципом. Эрц - герцог был главнокомандующим армии Австро - Венгрии и прибыл в Сараево для участия в военных маневрах, которые должны были состояться на границе с Сербией. У сербов же 28 июня было днем национального траура. В этот день чествовали память сербов, погибших в битве с турками на Косовом поле в 1389 году. Этот визит сербские национальные круга расценили как оскорбление.

После гибели эрц - герцога немецкий император Вильгельм II предложил австро - венгерскому императору Францу - Иосифу «покончить с сербами», использовав сараевское убийство как повод для провозглашения войны. Австро - венгерское правительство дал Сербии 48 часов для выполнения ряда ультиматумов.

Исторический календарь .

28 июня 1914г- убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда

2. Цели участников войны

Страны Антанты

Франция - Ослабление Германии, возврат Эльзаса и Лотарингии

Великобритания - Ослабление Германии, захват ее колоний, сохранение первенства на море.

Россия - Усиление на Балканах, помощь Сербии, захват черноморских проливов.

Тройственный союз

Германия - Завоевание гегемонии в Европе, разгром Франции, захват европейской части России, передел колоний.

Австро-Венгрия - Усиление позиций на Балканах, разгром Сербии, ослабление России.

Италия -захват Тироля и фр.колоний в Африке

Планы сторон

Германия - план «блиц-крига», сначало разгром Франции, затем России

Россия - основной удар по Австро-Венгрии

Франция - защита своей границы с Бельгией

Австро-Венгрия - война на 2 фронта: против России и Сербии

Англия - ограниченное участие в войне(чужими руками жар загребать)

3. «План Шлифена»

Мольтке Х.И.- начальник Генерального Штаба Германии.

Шлифен А.- разработчик плана молниеносной войны.

План Шлифена

1. Избавиться от войны на два фронта, не допустить затяжной войны, которая грозила Германии поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами.

2. Вторгнуться во Францию через Бельгию; Англия не окажет Франции серьёзной поддержки;

3. Одержать победу над Францией до осени, т.е. пока Россия не будет готова к боевым действиям;

4. Затем сокрушить Россию.

4. Главные фронты Первой мировой войны

Фронты Первой Мировой войны: в Европе, Закавказье, на Ближнем Востоке,

на Тихом океане, в Африке.

Война носила захватнический характер, со стороны России война тоже носила империалистический характер.

5. Военные действия с 1914-1918 годы

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики,Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Первая мировая война 1914-1918гг.

Дата

События

Сентябрь 1914г

битва на Марне. Переход к позиционной войне.

Октябрь 1914г

вступление в войну Турции. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье.

Май 1915г

вступление в войну Италии на стороне Антанты

Лето 1915г

великое отступление» русской армии на Восточном фронте

Октябрь 1915г

вступление в войну Болгарии

1915г

морская война с Англией(подлодки)

Февраль –март 1916г

Верденская мясорубка(1млн.солдат)

Июнь-август1916г

Брусиловский прорыв

Осень 1916г

битва на р.Сомма(танки)

Май 1916г

Ютландское морское сражение

Апрель 1917г

вступление США в войну

Август 1918г

массовое наступление Антанты на Западном фронте

6. Брестский мирный договор, Компьенское перемирие

3 марта 1918 года был подписан Брестский мир , согласно которому от Советской России отторгались Украина, Финляндия, Грузия, Польша и Прибалтика, но страна получила необходимую ей передышку

11 ноября 1918г- в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией.

7. Итоги Первой мировой войны

В Первой мировой войне участвовало 33 страны. (1,5 млрд.человек)

Распад империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской, Османской

Более 10 млн. погибших . Экономический кризис, голод, разруха во всех странах мира.

4 . Закрепление материала: Т естовые задания.

1 вариант

1. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

2. «План Шлиффена» предусматривал ведение:

Г) Коалиционной войны

3. В военно-политический союз Антанта не входила:

4. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

5. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

6. В Первой мировой войне принимали участие:

7. В Тройственный союз не входили:

8. Допиши определение

Аннексия – ………., …………. .территории чужого государства вопреки воле его населения

9. Какой регион называли в начале XX в. «пороховым погребом Европы»?

А) Польские земли, входившие в состав России; Б) Балканы; В) Германскую империю.

10. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

2 вариант

1.« План Шлиффена» предусматривал ведение:

А) Маневренной войны; Б) Молниеносной войны; В) Позиционной войны;

Г) Коалиционной войны;

2. «План Шлиффена» был принят к действию командованием:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Франция

3. В Первой мировой войне принимали участие:

А) 23 страны; Б) 28 стран; В) 35 стран; Г) 38 стран

4. В Тройственный союз не входили:

А) Германии; Б) Австро–Венгрии; В) Италии; Г) Россия

5. Допиши определение

Аннексия- …………………………территории чужого государства вопреки воле его народа

6. Кто был Верховным Главнокомандующим русской армией в начальный период Первой мировой войны?

А) Николай II; Б) великий князь Николай Николаевич; В) А. А. Брусилов.

7. Германия объявила войну России:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

8. В военно-политический союз Антанта не входила:

А) Румыния; Б) Болгария; В) Италия; Г) Франция

9. Австро–Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

10. Австро-Венгрия объявила войну Сербии в:

А) 28.06.1914г.; Б) 28.07.1914г.; В) 01.08.1914г.; Г) 03.08.1914г.

5. Рефлексивно-оценочный: подведение итога урока, выставление оценок за урок

6. Задание на дом: «Мир в XX веке» О.С. Сорока-Цюпа, параграф 12, заполнить таблицу «Хронологические события войны"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Первая мировая война

Основные характеристики Первой мировой войны 1. Продолжительность – 1554 дня. 2. Число стран-участниц – 38. 3. Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран (Португалия, Сиам, Либерия, 14 латиноамериканских государств) ; Германия, Австро-Венгия, Турция, Болгария(четверной союз). 4. Число нейтральных государств – 17. 5. Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14. 6. Численность населения стран-участниц войны – 50 млн.человек. 7. Численность мобилизованных – 74 млн. человек. 8. Численность погибших – 10 млн. человек.

Балканы – Очаг международной напряженности 1908-1909 «Боснийский кризис», вызванный аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины при поддержке Германии 1912-1913 Балканские войны. Угроза общеевропейского конфликта Борьба европейских стран за турецкое наследство и влияние на политику на Балканах Причина

Начало первой мировой войны Антанта Тройственный союз Повод Убийство в Сараево наследника австрийского престола 15 июня 1914 года 10 июля (23 июля) Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии 1914-1918 Франция Россия Англия Германия Италия Австро-Венгрия 13 июля (26 июля) Сербия приняла большую часть требований 15 июля (28 июля) Австро-Венгрия объявила войну Сербии 19июля (1 августа) Германия объявила России войну 21 июля (3 августа) Германия объявила Франции войну 22 июля (4августа) В войну вступила Англия 26 июля (8 августа) Австро-Венгрия объявила войну России

Франц Фердинанд и София Гаврило Принцип

Цели воюющих держав Сокрушить Францию и Россию Присоединить к себе прибалтийские и польские земли России Захватить Французские колонии в Африке Обосноваться на Ближнем Востоке и в Турции Подчинить себе Балканские государства Захватить проливы Босфор и Дарданеллы Утвердить своё господство на Балканах Воссоединить все польские земли Остановить германскую экспансию Возвращение Эльзиса, Лотарингии и захват Саара Раздел турецких территорий

Основные боевые действия и события Западный фронт Восточный фронт Даты 1914г. Вторжение Германии в Бельгию, Францию по «плану Шлиффена» . Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции. Сентябрь Битва на Марне. Отход германских войск до реки Эна. Отступление русских войск из Восточной Пруссии. Конец 1914г. Переход от маневренной к позиционной войне. Первое применение германским командованием боевых отравляющих веществ (хлор) в районе г.Ипра. Апрель-Май 1915г. Прорыв германскими войсками фронта в Галиции. Отступление русских войск. Сентябрь Стабилизация фронта. Позиционная война. 1914 –1915гг.

Март 1916 г. Верденское сражение. Ютландский морской бой. Июнь-август. Брусиловский прорыв немецко-австрийского фронта. Июль-август. Англо-французское наступление на Сомме, первое применение танков. Конец 1916 г. Переход Германии к стратегической обороне. План Гинденбурга. Апрель 1917г. Неудачное наступление французов под Аррасом. Нота Милюкова об участии России в войне до победного конца. Июль-Осень Английские войска пытаются прорвать фронт Германии в р-не Ипра. Захват германскими войсками Риги, оккупация части Прибалтики. 1916 –1917гг.

Перемирие между Советской Россией и Германией. Декабрь 1918г., зима. Оккупация Бессарабии Румынией. Март-июль Наступление войск Германии на парижском направлении, использование войск, переброшенных с Восточного фронта(Аррас, Марна). Сентябрь-ноябрь Общее наступление войск Антанты. Поражение стран Четверного союз. Компьенское перемирие. Брестский мир между Германией и Россией 1918г.

Результаты и последствия войны Компьенское перемирие 2.Брестский мир 3.Версальский мирный договор

Компьенское перемирие 4. Возвращение всех немецких войск в пределы Германии Условия Компьенского перемирия: 1. Немедленный вывод германских войск с западных оккупированных территорий и левого берега Рейна 2. Немедленная репатриация без взаимности всех военнопленных 3. Уступка германской армией следующего военного материала: 5тысяч пушек, 25тысяч пулемётов, 3тысячи миномётов и 1700 аэропланов

Брестский мир 1. Отказ России от территорий Эстонии, Латвии 2. Вывод российских войск из Финляндии, Украины 3. Возвращение Турции крепостей Карс, Ардаган, Батум 4. Демобилизация русской армии и флота 5 . Контрибуция в 6млрд. марок

Версальский мирный договор Условия договора: 3. Наложение на Германию военных ограничений – запрещалось иметь подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную и морскую авиацию, максимальная численность армии определялась в 100 тысяч человек. Всеобщая повинность отменялась. Германия теряла 1/8 часть своей территории и все свои колонии. 2. Германия должна была выплатить репарации общей суммой 132млрд.золотых марок(52% - Франции, 22% - Великобритании, 10% - Италии, 8% - Бельгии).; 4. Демилитаризация Рейнской зоны. Оккупация Рейнской зоны войсками союзников сроком на 15 лет. 5. Германия признавалась виновницей развязывания мировой войны.

Тройственный союз - военно-политический союз, сложившийся в 1879г. союзом между Германией и Австро-Венгрией. В 1882г. к нему присоединилась Италия. Договор предусматривал совместные действия держав в случае нападения четвертой державы. Компьенское перемирие - соглашение об окончании боевых действий и признании поражения Германии в первой мировой войне. Брестский мир – подписанный 3 марта 1918г. сепаратный мирный договор между Россией и Германией. Брусиловский прорыв – успешное наступление русских войск под командованием генерала А.А.Брусилоа, начавшееся 5 июня 1916г. Сепаратный мир – мир, заключенный государством отдельно от своих союзников, продолжающих войну. План Шлиффена – план ведения войны в Европе, разработанный начальником прусской армии Альфредом фон Шлиффеном в начале ХХ в. Основная цель плана – избежать войны на два фронта: с запада и востока. Позиционная война – характеризовалась отсутствием манёвров войск, стабильной линией фронта. Главную роль играет артиллерия. Репарации – возмещение материального ущерба государством, совершившим нападение, государству, подвергшемуся нападению

Сражение на Сомме – первое крупное успешное наступление англо -французских войск, начавшееся осенью 1916г. Означало переход стратегической инициативы странам Антанты. В этой битве впервые были использованы танки. Битва на Марне – одна из первых крупных битв первой мировой войны, развернувшаяся на западном фронте на территории Франции в конце августа – начале сентября 1914г. Сражение привело к провалу плана германского наступления и обусловило затяжной характер войны. Верденская мясорубка – кровопролитная битва у крепости Верден во Франции, начавшаяся 21 февраля 1916г. Сражение длилось около полугода и получило своё название в связи с тяжелейшими потерями с обеих сторон(было убито и ранено около миллиона человек). Версальский мирный договор 1919г. – итоговый документ Парижской мирной конференции, завершивший первую мировую войну. Июльский кризис 1914г. – международный кризис, вызванный убийством 28 июня 1914г. австрийского наследника эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево.


Класс: 9

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

  • Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.
  • Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.
  • Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.
  • Совершенствовать навыки работы с исторической картой.
  • На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.
  • Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Оборудование: Политическая карта мира, Презентация к уроку, иллюстративный материал.

План урока :

  1. Организационный момент.
  2. Геополитическая ситуация накануне войны.
  3. Причины Первой мировой войны и повод.
  4. Цели воюющих сторон.
  5. Основные военные события.
  6. Итоги войны.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

ХОД УРОКА

Организационный момен т

Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

(Слайд.1)

«Величайшие преступления империализма против человечества»
Убитых 10 000 000 млн. человек
Раненых 20 000 000 млн. человек
Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.
Ради чего были принесены эти жертвы?

– Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние? Была ли возможность предотвратить эту войну?

Учитель: В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.

(Слайд 2). Противоборствующие силы.

Причины Первой мировой войны и повод. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

(Слайд 3) – повод.

Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины (слайд 4 ) и запись в тетрадь:

  • Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)
  • Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.
  • Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
  • Повсеместное усиление националистических настроений.

– Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).

  • Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.
  • Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.
  • Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.
  • Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.
  • Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.
  • Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.
  • Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII.
  • Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме.Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.
  • В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

– Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне, определите характер войны?

– Обратите внимание на таблицу «Хронология объявления войны» (Слайды 5-7) . Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.
30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война. А. Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»

– Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: Какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?

С. Городецкий.

Подвиг войны

Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!
Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою судьбой!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родится новый век,
И к пашне, славой осиянный,
Вернется русский человек…

Ход военных действий (по этапам):

А) планы сторон в начале каждого этапа
Б) основные сражения и события
В) военные и политические итоги этапа.

В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы:

1) кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)
2) кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)
3) кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты)
4) кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)
5) кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

(Слайды 8-16). Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.

Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.

1914 г на карте показывают основные направления военных действий. 1915 г по карте следим за ходом военных действий. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г события 1916 г показываются на карте, показ сопровождается слайдами «Наступление немцев на Верден»
1917-18 гг.события показываются на карте

(Слайды 17-21) . Герои и полководцы

Подготовленные учащиеся знакомят с воспоминаниями Д.И.Деникина и других участников войны. Заслуживаются сообщения учащихся о героях войны.

(Слайды 22-24) Итоги войны

Учащиеся делают выводы об итогах войны.

– По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны: использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых; храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь; изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной; пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Закрепление

Домашнее задание: параграф 1, творческое задание по выбору.

Первая мировая война

Продолжавшая с 1914 по 1918 год Первая мировая война открыла новую страницу в истории человечества. Масштаб войны и число участников, новые методы ведения войны, принципиально новые вооружения и многомиллионные жертвы, крушение империй и политических режимов - всё это позволяет нам говорить о начале очередной исторической эпохи, получившей название Новейшего времени.

Предыстория

Стремление милитаристской Германии к гегемонии в Европе, столкновение интересов России и Австро-Венгрии на Балканах, претензии ведущих держав на наследие близкой к распаду Османской империи - эти и другие факторы стали причиной ряда вооруженных конфликтов и локальных войн в начале XX века. С каждым годом обстановка накалялась все сильнее, были сформированы два военно-политических блока - Антанта и Тройственный союз. Европа готовилась к грядущей войне, для который нужен был лишь повод.

Участники

Уже во время войны Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) превратился в Четверной (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария). Италия в 1915 г. выступила на стороне Антанты (Англия, Франция, Россия). В апреле 1917 г. к коалиции Антанты присоединяется мощный союзник - США.

События

23 июля 1914 г. - Австро-Венгрия, считавшая власти Сербии косвенно ответственными за убийство, предъявила Сербии ультиматум (текст: Австро-Венгерская нота от 23 июля 1914 г.), фактически ставивший под вопрос суверенитет страны. Ультиматум был принят частично, в ответ на него через несколько дней Австро-Венгрия объявила Сербии войну. В течение последующей недели все участники Антанты и Тройственного союза провели военную мобилизацию и объявили друг другу войну. Первая мировая война началась.

1914 г. - успех в целом сопутствует Германии и Австро-Венгрии. Германия успешно ведет войну на два фронта - против России на востоке и Франции на западе, однако нехватка сил не позволила ей взять Париж и вывести Францию из войны. Германское наступление было остановлено в боях на Марне.

1915 г. - на западном фронте стороны ведут позиционную войну. Начинает активно применяться химическое оружие. На восточном фронте - Великое отступление русской армии, Германией оккупированы обширные территории Российской империи. В Турции происходит геноцид армян (подробнее: Геноцид армян), классифицированный Антантой как преступление против человечества (впервые в истории).

1916 г. - Верденская битва (Верденская мясорубка); германские войска предприняли попытку прорыва на западном фронте, чтобы достичь Парижа, однако не смогли прорвать французскую оборону. Боевые действия длились практически весь год, использовалась авиация, огнеметы, химическое оружие (подробнее: Боевые отравляющие вещества в Первой мировой войне). Порядка миллиона убитых и раненых.

1916 г. - битва на Сомме. Неудачная попытка наступления британских и французских войск. Первое в истории применение танков. Порядка миллиона убитых и раненых.

1917 г. - в России в результате Февральской революции пала монархия, внутренняя нестабильность негативно сказывается на активности русских войск.

1918 г. - летом Антанта и союзники проводят успешное наступление по всем фронтам, война близится к завершению.

Ноябрь 1918 г. - во многом в результате военных неудач происходят революции в Германии и Австро-Венгрии; в этих странах ликвидируются монархии; новые правительства заключают перемирие; Первая мировая война заканчивается.

Заключение

Падение империй

Затянувшаяся война требовала от всех ее участников огромных ресурсов. Экономика стран, участвовавших в войне, работала в первую очередь на нужды армии, что приводило к нехватке ресурсов в гражданской сфере. Это вызывало народные волнения, усиливавшиеся в случае неудач на фронте. В итоге прекратили существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи; во всех этих странах изменилась форма правления, монархии были ликвидированы. Распад империй изменил политическую карту Европы и Ближнего Востока.

Влияние на умы

Первая мировая войны стала самой кровопролитной войной в истории на тот момент. Для нее было характерно ведение позиционной войны, когда миллионные жертвы не приводили к значительному изменению баланса сил. Многие современники были поражены, сколь малой сделали цену человеческой жизни новые вооружения, такие как химическое оружие. Эти чувства, нашли отражение, в частности, в антивоенных литературных произведениях, появившихся позднее.

Конспект

К началу Первой мировой войны мировая политическая система находилась в состоянии глубокого кризиса и острых противоречий, связанных с недоговорённостью ведущих мировых держав по вопросам колоний, сфер влияния и торгово-экономическому балансу сил. Создававшиеся на протяжении последних 30 лет военно-политические блоки к 1914 году окончательно оформились и не скрывали друг от друга своих враждебных настроений. Такими блоками, с одной стороны, была коалиция Германии, Австро-Венгрии и Италии, с другой - Антанта с входившими в неё Англией, Францией и Россией.

Ведущую роль в развязывании Первой мировой войны играли такие страны, как Германия и Австро-Венгрия. Первая стремилась к новому переделу мира, желая заполучить новые колонии и сферы влияния. Вторая - усилить своё влияние на Балканском полуострове и Украине, чьи территории входили в зоны влияния Российской империи.

В свою очередь, страны Антанты, не желавшие допустить нового передела Мира, в силу складывавшихся обстоятельств были вынуждены пойти на конфронтацию, и открыто заявляли о возможности открытия боевых действий.

Как было уже сказано выше, Австро-Венгрия имела территориальные претензии на Балканах, и в первую очередь в Сербии, которая являлась многовековым союзником России. Подталкиваемая Германией к ведению более активных политических действий, Австро-Венгрия стала всё давить на Сербию в политическом и экономическом планах.

Формальным поводом для начала Первой мировой войны стал т. н. «Выстрел в Сараево» . 28 июня 1914 года девятнадцатилетний боснийский серб - Гаврило Принцип , член террористической организации «Млада Босна», застрелил наследника австрийского престола Франца Фердинанда и его жену во время посещения ими боснийского города Сараево, который незадолго до этого был присоединён к Австрии (см. Рис. 1).

Именно этот выстрел положил начало крупномасштабному мировому конфликту и явился поводом к развязыванию боевых действий.

Спустя месяц, 28 июля 1914 года , Австрия объявила войну Сербии. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Вслед за этим 3 августа 1914 года Германия объявила войну Франции, 4 августа 1914 года Великобритания объявляет войну Германии. 6 августа 1914 года Австро-Венгрия начала боевые действия против России, а 11 августа 1914 года Франция и Великобритания объявили войну Австрии.

Изначально в начавшейся военной кампании успех полностью сопутствовал Германии и Австро-Венгрии. На Западном фронте немецкие войска стали теснить французов и, продвигаясь вглубь Франции, оккупировали её земли. Только нехватка сил у Германии спасла Францию от полного разгрома и взятия Парижа. В историю это событие вошло как «Чудо на Марне» . На Восточном фронте германское командование сумело выбить из Восточной Пруссии вошедшие туда русские войска и начать боевые действия на территории России - в Польше и на Западной Украине.

К концу 1914 года на обоих фронтах линия фронта стабилизировалась. В то же время на стороне Антанты вступила в войну Япония, начав боевые действия в южной части Тихого океана, захватывая острова, принадлежавшие Берлину. На стороне Германии выступила Турция, стремившаяся к территориальным приобретениям на Балканах и в Закавказье. Против неё сразу же был открыт Кавказский фронт Русской армии.

1915 год характеризуется временем т. н. «позиционной войны» , когда противники не предпринимают наступательных действий, ограничиваясь артиллерийскими обстрелами друг друга или предпринимая отдельные вылазки. Заметным исключением в такой войне стала Битва при Ипре , где германское командование впервые применило химическое оружие, уничтожив более 15 тыс. французов (см. Рис. 2).

На Восточном фронте неудачные наступательные попытки русского командования привели к отступлению русской армии и потери всей Польши, западных областей Белоруссии и Украины. В то же время русским сопутствовал успех на Кавказском фронте.

В 1915 году из состава Тройственного союза выходит Италия и переходит на сторону Антанты. В свою очередь, тогда же был заключён Четверной союз , состоящий из Германии, Австро-Венгрии, Турции и присоединившейся к ним Болгарии.

1916 год характеризуется самыми жестокими и кровавыми битвами Первой мировой войны.

На Западном фронте германское командование предприняло попытку наступления у крепости Верден. Эта битва вошла в историю как «Верденская мясорубка» , т. к. почти год на этом участке длились бои (см. Рис. 3). Немцам удалось продвинуться на 6-8 км вперёд, потеряв при этом 450 тыс. чел. Англо-французские потери на этом участке составили 750 тыс. чел.

Летом того же года параллельно с Верденской операцией происходила Битва на реке Сомме - наступательная операция англо-французских войск. В этой битве впервые были применены танки.

На Восточном фронте русскими войсками был организован знаменитый «Брусиловский прорыв» , названный так по фамилии командующего Юго-западным фронтом А.А.Брусилова, в ходе которого русскими войсками была практически уничтожена австрийская армия и освобождена Галиция. Тогда же на стороне Антанты выступила Румыния.

На Кавказском фронте русские войска вели успешные боевые действия в Турции.

1917 год характеризуется постепенным поворотом фортуны в сторону стран Антанты. Германия и Австро-Венгрия были уже практически истощены войной. В России неудачи русской армии и отступления, а также ряд внутриполитических факторов, способствовали напряжению обстановки, что вылилось в свержение монархии и установление Временного Правительства, которое заявило о продолжении войны.

Внутриполитические проблемы в России заметно ослабили Восточный фронт. Солдаты фронта нередко братались с противником, не желали более воевать и зачастую покидали свои позиции, что вызывало опасение у Франции и Англии.

К середине 1917 года экономика Германии и Австрии была истощена. В том же году, чувствуя приближающуюся победу, в войну на стороне Антанты вступили США, что окончательно предопределило победу.

После Октябрьской революции новое большевистское правительство, чувствуя чаяния народа, не желавшего воевать, в 1918 году подписало мирный договор с Германией , который получил название «Брестский мир» . По нему огромные территории Украины, Прибалтики, Белоруссии отходили Германии. Но этот договор был необходимой передышкой для новой власти в России.

Для Германии Брестский мир лишь оттянул поражение. Пользуясь ликвидацией Восточного фронта и продовольственной базой Украины, немецкое командование предпринимало боевые действия на Западном фронте, но все они были безуспешными.

В середине 1918 года силы Антанты предприняли наступление на реке Марна , которое закончилось поражением немецким войск.

Видя своё катастрофическое положение, 3 ноября 1918 года перемирие с Антантой заключила Австро-Венгрия, а 11 ноября - Германия.

Первая мировая война была окончена.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 2 учебника Шубина А.В. и дайте ответы на вопросы 1-4 на с. 24.
  2. Найдите на карте, представленной в учебнике на стр. 20-21, державы Антанты и её противников.
  3. Дайте общую характеристику военно-политическим блокам.
  4. Ответьте на вопрос 3 раздела «Задания» на стр. 25.
  1. Интернет-портал 900igr.net ().
  2. Библиотека Гумер ().
  3. Большая энциклопедия школьника ().

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Тип урока: усвоение новых знаний (с использованием ИКТ) в 9 классе

Цели урока:

Развивающая: научиться делать вывод по теме, вырабатывать собственную позицию по проблеме; уметь анализировать данные карт, просмотренных кинороликов и документов.

Образовательная: способствовать усвоению знаний по проблемам, причинам и последствиям войны.

Воспитательная: выработать негативное отношение к войне, как способу решений межгосударственных проблем.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала .

1. Вводное слово учителя: Русский поэт Николай Гумилев:

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки

Война М. М. Чичагову

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали - как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Скажешь: это - мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих,

Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: «Милый,

Вот, прими мой братский поцелуй!»

2. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

«Хотя войны всегда сопутствовали истории, человек выносил из них различные уроки. До 1914 года еще сохранялось древнее представление о войне, как о достойном мужчины занятии. Опыт Первой мировой войны создал на Западе совершенно иную концепцию: война навсегда потеряла обаяние. Танки, пулеметы, аэропланы, ядовитые газы куда более разрушительны, чем шпага и штык. Оружие массового уничтожения лишено избирательности. Оно превращает солдата в жертву обстоятельства».

Александр Генис (русский, американский писатель)

Более 100 лет, отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.

На сегодняшнем уроке вам предстоит узнать:

Что явилось поводом к началу первой мировой войны;

Причины первой мировой войны;

Каковы были цели и планы участников войны.

Ход военных действий

Итоги войны (План урока на доске)

3.Постановка проблемного задания.

4. Причины, повод, цели и планы сторон.


Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников - участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное - люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память.
И все же в нашем музее сохранилось письмо солдата с фронта Первой мировой .

(Письмо нашего земляка с фронта Первой мировой войны)

Как и почему оказались наш Василий Лукич и сотни тысяч других невинных жертв той войны в этой «бойне номер один» расскажет ролик:

Видеоролик

Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола. (Слайд 3)

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 15 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии (слайд 4)

рассказ учителя с элементами компьютерного урока (проецирование основных дат, схем на экран).

Начало первой мировой войны

38 государств и 1500 000 000 человек

Слайд 5 – Характеристика противоречий между противоборствующими блоками, схема блоков.

Слайд 6 – схема развязывания войны (последовательность).

Беседа-

Прокомментируйте высказывание: «Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки».

Элемент компьютерной лекции-

Слайд 6- начало войны

Слайд 7 – Манифестация в день объявления войны. Москва. 1914г

Слайд 8 – Николай II благословляет русских воинов

Слайд 9 – Карта Первой мировой войны

Слайды 10,11 – боевые действия

Слайд 12 – Война глазами художника

Фрагмент №1.

«В нашем движении на запад будет уже та хорошая сторона, что наши солдатики, собранные со всего лица необъятной страны, люди что называется «от сохи», на время если даже и не покроют себя победной славой, то хоть понемножку приобщатся к западной культуре, увидев своими глазами, как живут на Западе, какие там нивы, поля, селения, дороги, леса и города. Глядишь, чему-нибудь и научатся, а семя этого случайного познания со временем разрастется на их родине в пышный цвет. Ведь говорит же нам история, что нашествие на Россию монгольского ига и пленение им нашего народа в течение 300 лет переродило его в худшую сторону, не только остановив его естественное развитие, но как бы осадив его назад. Значит, теперь наш воин, идя вперед, то есть в немецкие страны, поистине идет «вперед». Счастливого пути!

(Из дневника Н. Окунева).

Фрагмент №2 .

Войну ждали, к ней готовились, но как и всякая война, эта была неожиданностью для большинства.

Бились в плаче русские бабы, провожая своих мужиков. И везли, везли эшелоны на фронт солдатушек-бравых ребятушек: людей рабочих и мелкую чиновничью братию, земских врачей и учителей, недоучившихся студентов и крестьян, крестьян, крестьян. А навстречу им, с той стороны границы, ползли немецкие и австрийские эшелоны. Везли пушечное мясо.

Бодро отвечали мужики на вопрос, чего ради воюет Россия:

«Знамо дело – опять германец да австрияк напали на нашего царя.

Опять же – подмагнуть надо славянам, турка-нехристя проучить».

И не билось под бритыми лбами мысль – а нет ли тут подвоха, и чего ради – за царя? Одно слово – надо.

Решение проблемного задания.

« Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»

Ответы детей-

А какой выход в создавшейся обстановке могли бы предложить вы?

Закрепление:

1.Итоговый контроль (слайд 17)

2.Используя задание слайдов 13, заполните название стран и «соберите» их в блоки

3.Домашнее задание на выбор (один из вариантов) Написать в газету того времени заметку от имени участника событий. (слайд 15)

3.Рефлексия (18 слайд)

“Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20…” Фердинанд Фош. Завершая воспоминания об этой войне, давайте вспомним Парижскую мирную конференцию. У вас на партах лежат тексты договоров Версальско-Вашингтонской системы. Я даю вам 2 минуты на прочтение и обсуждение следующего вопроса: “Какая страна наказана сильнее всех, но главное – за что и почему?” Работаем. (После того, как время вышло, учитель повторяет вопрос и спрашивает желающих. Если ответ не удовлетворяет учителя, дополнительными наводящими вопросами он наталкивает учащихся на правильный ответ и задает еще один:

“А стоило ли вообще наказывать агрессора?”

Я хотела бы процитировать слова, командующего объединенными силами стран Антанты французского маршала Фердинанда Фоша (Цитирует).

На сколько же прозорлив оказался этот человек? Что произойдет в мире через 20 лет?

(Звучит ответ – начнется. Вторая мировая война.)

Если остается время предлагаются задания:

Задание на поиск ошибок в тексте:

Текст 1. “… Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже наследника Германского престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной организации “Млада Босна” Гаврило Гинзбурга. Это произошло 28 июля 1915 года”.

Текст 2 “… Ровно через месяц после убийства наследника. Австро-Венгрия объявила войну Боснии, в России началась мобилизация, из-за чего 1 августа Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию, планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 государства, при чем для всех война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия.”

Текст 3. “ Германия, блокированная британским флотом, решилась на морской бой. 31 мая 1918 года в Черном море, не имея численного преимущества, она атаковала эскадру. Потопив несколько кораблей, Германия “праздновала” победу, но это была ловушка.… В результате боя было затоплено сто кораблей, он вошел в историю под названием Цусимский бой…”

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ДОКУМЕНТЫ)

Статья 42. Германии запрещается содержать или сооружать укрепления как на левом берегу Рейна, так и на правом берегу Рейна к западу от линии, начертанной в 50 километрах восточнее этой реки.

Статья 43. Равным образом запрещается в зоне, определенной в статье 42, содержание или сосредоточение вооруженных сил как постоянное, так и временное, так же как и всякие военные маневры, какого бы рода они ни были, и сохранение всяких материальных средств для мобилизации.

Статья 44. В случае, если бы Германия каким бы то ни было образом нарушила постановления статей 42 и 43, она стала бы рассматриваться, как совершившая враждебный акт по отношению к державам, подписавшим настоящий Договор, и как стремящаяся поколебать всеобщий мир.

Статья 45. В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции и в счет суммы репараций за военные убытки, причитающейся с Германии, последняя уступает Франции в полную и неограниченную собственность, свободными и чистыми от всяких долгов или повинностей и с исключительным правом эксплуатации, угольные копи, расположенные в Саарском бассейне... (...)

Статья 49. Германия отказывается в пользу Лиги наций... от управления определенной выше территорией.

По истечении пятнадцатилетнего срока со дня вступления в силу настоящего Договора, население названной территории будет призвано высказаться относительно суверенитета, под который оно желало бы быть поставленным. (...)

Статья 51. Территории, уступленные Германии в силу Прелиминарного мира, подписанного в Версале 26 февраля 1871 года, и Франкфуртского договора от 10 мая 1871 года, возвращаются под французский суверенитет со дня перемирия 11 ноября 1918 года.

Постановления Договоров, устанавливающих начертание границы до 1871 года, снова войдут в силу. (...)

Статья 80. Германия признает и будет строго уважать независимость Австрии в границах, которые будут установлены Договором, заключенным между этим государством и Главными Союзными и Объединившимися державами; она признает, что эта независимость не может быть отчуждена без согласия Совета Лиги наций.

Статья 81. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Чехословацкого государства, которое включит в себя автономную территорию Русин к югу от Карпат. Она заявляет о согласии на границы этого государства, как они будут определены Главными Союзными и Объединившимися державами и другими заинтересованными государствами.

Статья 82. Граница между Германией и Чехословацким государством будет определяться бывшей границей между Австро-Венгрией и Германской империей, как она существовала к 3 августа 1914 года. (...)

Статья 87. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований на территории, ограниченные Балтийским морем, восточной границей Германии... (...)

Статья 102. Главные Союзные и Объединившиеся державы обязуются образовать из города Данцига, с указанной в статье 100 территорией, Вольный город. Он будет поставлен под защиту Лиги наций. (...)

Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся держав от всех своих прав и право-оснований на свои заморские владения. (...)

Статья 160. Самое позднее, с 31 марта 1920 года германская армия не должна будет насчитывать более семи дивизий пехоты и трех дивизий кавалерии.

С этого момента общий численный состав армии государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек, включая офицеров и нестроевых, и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции. Общий численный состав офицеров, включая персонал штабов, каково бы ни было их построение, не должен будет превышать четырех тысяч...

Германский Большой Генеральный штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме. (...)

Статья 173. Всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии.

Германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма. (...)

Статья 175. ...Вновь назначенные офицеры должны принять обязательство состоять на действительной службе, по меньшей мере, в течение двадцати пяти лет без перерыва. (...)

Статья 180. Все сухопутные укрепления, крепости и укрепленные места, расположенные на германской территории к западу от линии, начертанной в пятидесяти километрах к востоку от Рейна, будут разоружены и срыты...

Система укреплений южной и восточной границ Германии будет сохранена в ее современном состоянии. (...)

Статья 231. Союзные и Объединившиеся правительства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных Союзными и Объединившимися правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников. (...)

Статья 233. Размер названных убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен Междусоюзной комиссией, которая примет наименование Репарационной комиссии...

Заключения этой Комиссии, поскольку то касается размера определенных выше убытков, будут составлены и сообщены германскому правительству самое позднее 1 мая 1921 года, как представляющие совокупность его обязательств.

Комиссия установит одновременно схему уплат, предусматривая сроки и формы выплаты Германией всего ее долга в течение тридцати лет, начиная с 1 мая 1921 года. (...)

Статья 235. ...Германия произведет в течение 1919 и 1920 годов и первых четырех месяцев 1921 года такие платежи и в таких формах (золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами или иначе), которые может установить Репарационная комиссия, причем эквивалент, этих выплат будет 20000000000 (двадцать миллиардов) золотых марок... (...)

Статья 249. Общая стоимость содержания всех Союзных и Объединившихся армий в оккупированных германских территориях будет лежать с момента подписания перемирия от 11 ноября 1918 года на Германии. (...)

Статья 428. В качестве гарантии исполнения Германией настоящего Договора германские территории, расположенные на запад от Рейна, вместе с предмостными укреплениями будут оккупированы войсками Союзных и Объединившихся держав в течение пятнадцатилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящего Договора. (...)

Статья 430. В том случае, когда либо во время оккупации, либо по истечении предусмотренных выше пятнадцати лет Репарационная комиссия признала бы, что Германия отказывается соблюдать целиком или в части обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора в отношении репараций, то зоны, определенные в статье 429, будут немедленно целиком или в части вновь оккупированы Союзными и Объединившимися силами.

Статья 431. Если до истечения пятнадцатилетнего периода Германия удовлетворит все обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора, то оккупационные войска будут немедленно выведены

ПИСЬМО 1915 года июля 1 дня.

(выдержки)

От супруга вашего Василия Лукича.

Здравствуйте и прощайте Вы все дорогие мои сроднички.

Посылаю свое любящее сердечное почтение и с любовью и от души низкий поклон и желаю вам всем от Бога доброго здравия и всякого благополучия.

После всех обязательных для писем того времени поклонов и приветов всей родне, соседям и знакомым пишет:

Когда я получу Ваше письмо, то несколько раз его прочитаю, как все равно дома побываю и веду я с вами совсем тихую семейную жизнь. Прошу вас, Дуня и невестка, об нас вы не беспокойтесь, не сокрушайтесь, а молитесь Богу и просите, чтоб он милосердный послав вам и нашим деткам доброго здоровья. А нам покорить врага германца и вернуться обратно на свою родимую сторонушку в ваши объятия и прижать к нашему горящему любящему сердцу и расцеловать вас всех от души и вновь и вновь воссияет солнце и настанет счастливое свидание и счастливый день и опять мы будем жить в добром здравии и благополучии без всяких распрей.