Вопросы глаголов по временам. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам. В ночном небе горела яркая звезда

Тема.

Изменение глаголов по временам.

Цели.

1. Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу.

2. Закрепление умения изменять глаголы по временам.

3. Развитие умения точно употреблять глаголы в тексте.

4. Закрепление умения изменять глаголы по числам.

5. Развитие орфографической зоркости.

Ход урока.

1. Тема урока.

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится?

Что такое глагол? Сегодня …

2.Чистописание. Словарная работа.

С какой буквы начинается слово глагол?

Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Характеристика звуков.

Сегодня мы повторим написание буквы «г».

(г)-согл., тв., звонк., парн.

(г)- согл., мягк., звонк., парн.

- Ктохочет придумать свой элемент?

Отгадайте, какие словарные слова записаны на доске.

1.Человек, совершающий подвиги. (Храбрый, доблестный, самоотверженный).

2.Крупный населенный пункт.

3.Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами).

Г.рой, г.род, г.рох.

Найдите лишнее слово.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

На какое еще правило встретилось слово?

3.Развитие речи.

На доске: ВРЕМЯ.

Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена года, сутки).

Послушайте, что я нашла в словаре Даля про время:

«Время – это когда идут дни за днями, последовательное значение суток за сутками, века за веками.»

На доске: 1.Время летит.

2.Время разум дает.

3.Всякой вещи время.

4.Делу время, потехе час.

Как понимаете каждое из этих выражений?

1.Время проходит очень быстро. Мы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учимся в третьем. Вот как быстро летит время.

2.Когда человек занимается, он чему-то уделяет много времени.Чем больше, тем лучше у него получается.

3.Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно. А еще говорят «Всему свое время».

4.Чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное время отдохнуть.

Запишите выражения в тетрадь по памяти, кто сколько запомнил.

4.Физкультминутка.

Я называю слова, а вы выполняете движения наоборот.

Сидеть-стоять, молчать-говорить, плакать-смеяться, стоять-бежать,встать-сесть.

К какой части речи относятся эти слова?

5.Тема урока.

В начале урока мы говорили о времени. Сегодня мы будем говорить о другом времени. О каком? (Времени глагола.)

Как изменяются глаголы?

Как узнать какого числа глагол? Какого времени?

6.Работа по теме урока.

1.Изменение по временам.

Прочитайте текст.(На листочках, на парте.)

Что заметили? (Не такие глаголы, как-то все не связано).

Исправьте глаголы, прочитайте правильно.

На какие три группы можно разделить эти глаголы? (На глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.)

Выпишете глаголы с вопросами.

На какие вопросы……

Н. В. П. В. Б. В.

Что делает? Что делал? Что будем делать?

сидит сидел будем гулять

глядит увидел будем ходить

мурлычет спел будем говорить

кличет поел

7.Физкультминутка. Осанка.

2.Изменение по временам и числам.

Сигнальные карточки: Ед., Мн., П., Н., Б.

Я называю слова, а вы определяете число и время глагола. (жужжит, шьет, вьют, живут, ……..)

3.Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы. (На листочках, на парте.)

Изменение глаголов по временам: стучать, петь.

8.Итог урока.

О какой части речи говорили? Как изменяется? Как определить число и время глагола? На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени, ………

Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить хоть один глагол.

Вопросы после чтения: в каком времени употребляются глаголы, как догадались?


И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.


1. Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней – мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала.

И детство моё

Навсегда потеряла.

2. Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за их убираю,

Мету, отмываю, кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

3. В понедельник или среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить,

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним

К безобразникам моим.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

ТЕМА УРОКА: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: введение новых знаний.

Урок-исследование.

Форма работы: групповая

Цели урока:

Обучающие: ввести понятие “изменение глагола по временам” через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. Создать мини-проект по теме урока.

б) Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку,

речь и мышление.

3) Воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группах, вызвать желание помогать друг другу, понять истину, что время нужно беречь.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал: тексты для групп, карточки для выводов.

План урока

    Релаксация.

Ребята, мы начнём урок с чтения рассказа. Названия у него пока нет, думаю, мы вместе сможем назвать его. Для этого удобно сядьте и слушайте. (Учитель по очереди с детьми читают рассказ)

Рассказ

    В одной школе перестал ходить на занятия мальчик Лёва. Неделю не ходит, две… Одноклассники решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и мама с порога сказала:
    ____________________________________________________
    2. - Лёва больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

А мы его по очереди в школу поведём.

И домой приведём.

И уроки поможем сделать, - защебетали одноклассники.

3. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. К ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли.

Здравствуйте.

______________________________________________________________

4. И тут со всех сторон посыпалось:

Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

А я помогу по истории.

По лицу мамы градом покатились слёзы.

________________________________________________________________

5. После ухода ребята составили план:

Саша ведёт его в школу и рассказывает то, что учитель пишет на доске.

Володя помогает по математике.

Любаша учит языки, объясняет правила.

Домой идёт Лёва с Костей.

___________________________________________________________________

6. Учился Лёва прекрасно. И ребята старались.

Лучше учиться стал и весь класс. Школу Лёва окончил с золотой медалью.

Вопросы учителя:

Правдивая ли это история? Почему?

Помог ли рассказ разрешить какое-то сомнение?

Какие чувства испытывали, когда читали рассказ?

Чему научила эта история?

На какой вопрос не получили ответ?

Зачем вам это знать?

Как вы думаете чем закончилась история ? (Презентация)

После школы Лёва поступил в Московский университет. И в институте нашлись друзья, которые стали его глазами. В конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. -Так какое название дадим рассказу? «Сильные духом» или «

Скажите, зачем я прочитала эту историю?

Вывод: Не падать никогда духом и помогать друг другу. А ещё этот рассказ поможет разобраться в новой теме.

Кстати, мы на уроке проведём батл между группами и помощь другу очень понадобится. Каждая группа за правильные ответы будет набирать жетоны.

Выиграет батл та группа, которая наберёт больше жетонов. Батл-это битва.

    Актуализация знаний.

Какую тему изучаем? (части речи)

Какие части речи знаете?

Запишем дату, минутку каллиграфии:

Ал ам сл см ол тя

По окончании школы Лёва поступил в Московский университет.(1гр.)

И в институте нашлись заботливые друзья, которые стали его глазами. (2гр.)

1гр.,2гр.,3гр.- найти грамматическую основу и определить части речи в 1 предложении.

4гр.,5гр.,6гр.- найти грамматическую основу и определить части речи во 2 предложении.

Назовите глаголы. (презентация)

Расскажите по плану :

    Что такое глагол?

    Глагол связан с существительным

и местоимением

    Член предложения-сказуемое.

    Неопределённая форма глагола

отвечает на вопросы

Что делать?

Что сделать?

И имеет окончание –ть, -ться, -чь, -чься, -ти

    Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Вот видите в вашей памяти это хранится, значит это важная информация .

    И ЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Что мы должны выяснить на уроке?

Какова наша цель?

(Выяснить, как глаголы изменяются по временам?)

-Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

3.Совместное открытие новых знаний

    Исследовательская работа в группах

Перед вами рассказ о Лёве и его одноклассниках. Рассказ поделен на 6 частей. Каждая группа выбирает свою часть. В каждой части есть глаголы.

Эти глаголы вы должны

распределить на 3 группы:

Действие

I столбик

В момент речи

II столбик

До момента речи

III столбик

После момента речи

У доски работают группы: 5 , 3 , 4 и. Они выписывают слова из своей части.

Как вы назовёте это время?(вешают таблички)

Почему?

Обратите внимание, какая особенность есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс л) Что объединяет эти слова?

А у глаголов будущего времени? (Приставка или слово будет)

Сделайте вывод. (Презентация)

-Так как изменяются глаголы?(по числам и временам)

    Создание мини-проекта

Сейчас мы вместе создадим вместе мини-проект.

У каждого на парте лежат листы, на которых есть запись. Вам нужно встать и объединиться в 3 новые команды под названием: « Времена глаголов» .

Звучит музыка. Дети объединяются.

1команда : Наст. время, что делает?, что делают?, действие происходит в момент речи, помогаю, выручаю, объясняю, договариваемся, советуюсь

2 команда: Прошедшее время, что делал? что делала?, что делало? что делали?, до момента речи , спрашивал, слушал, помогал , старался .

3 команда: Будущее время , что будем делать?. После момента речи, Что буду делать?

Что сделаю? Что сделаем? Помогу, выручу, расскажу попрошу.

Назовите мне хотя бы 3 причины: для чего нужно знать временные форы глагола.

5 Закрепление изученного материала.

Каждая группа получает глагол. Его нужно поставить во всех временных формах.

    Мыслить

    Определять

    Применять

    Находить

    Помогать

    Не падать

    Итог урока

- Что мы сегодня научились делать?

Каким образом этот опыт может повлиять на дальнейшую учёбу?

Были ли ошибки в работе?

Как мы с ними справились?

Какая группа лучшая?

Как вы определили?

Был ли мы правы, когда говорили, что не нужно падать духом.

Дети, Ваши мысли для меня очень ценны. Спасибо за урок.

Открытый урок

Дата---------------- Класс-4 Предмет-Русский язык

Тема: «Изменение глаголов по временам и числам»

Цели:

1. Закрепить знания детей о существенных признаках глагола как части речи.

2. Совершенствовать умение определять время глагола, изменять глаголы по временам.

3. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, внимание, мышление.

4. Воспитывать интерес к предмету, умение слушать и слышать себя, товарища, учителя.

Оборудование: для учителя – учебник, карточки для учащихся;

для учащихся – учебник, тетради, орфографические словари

Минутка чистописания

Буква Я

Что вы можете рассказать об этой букве? (не только буква, но и слово - местоимение) Соединение

Словарь.

Найдите слова с буквой Я. Запишите их в тетрадь.

Что вы заметили в таблице (цифры). Что они означают? Каждая цифра соответствует букве алфавита. Расшифруйте (ГОРЕТЬ). Запишем новое слово.

Дайте лексическое значение слову гореть, а теперь обратимся к словарю Ожегова (толкование)

ГОРЕТЬ

1. Поддаваться действию огня; уничтожаться огнём.

2. Об огне, свете: быть, излучаться.

3. Быть в жару, в лихорадочном, воспалённом состоянии.

4. Краснеть от прилива крови.

5. Сверкать, блестеть.

6. Испытывать какое-нибудь сильное чувство.

7. Отдаваться полностью какому–нибудь делу, отдавать все силы на что-нибудь.

8. Преть или гнить, нагреваться.

9. Быстро изнашиваться, рваться.

10. Быть под угрозой невыполнения, неиспользования из-за опоздания, упущения сроков.

Значит слово - МНОГОЗНАЧНОЕ

Стадия вызова «Мозговой штурм».

Что можно сказать об этом ряде слов (словарные, лишнее – гореть) Почему?Какой частью речи является? глагол, остальные существительные. Что вы можете сказать об этом глаголе(он в неопределённой форме). Что вы ещё знаете о глаголе

ИНДИВИДУАЛЬНО

Даны карточки со словами:

Глагол – это… … , которая обозначает…, … ………….. Глаголы отвечают на вопросы:………………………………………………………Глаголы изменяются по………………………………, Глагол имеет начальную форму……………………, которая отвечает на вопросы………………………………………. И имеет суффиксы……………………В предложении является…………….. и подчёркивается……………………..

ЗАЧИТАЙТЕ ПРАВИЛО, КОТОРОЕ У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ.

Давайте вернёмся к словарю и со словом «гореть» составим предложение.

- Что может гореть? Берём слово ЗВЕЗДА.

-

ГОРИТ ЗВЕЗДА.

- Звезда, какая? Берём слово ЯРКАЯ.

- Какое предложение получилось?

ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

Гореть может где? Берём слово В НЕБЕ.

Какое получилось предложение?

В НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

- В небе каком? Берём слово НОЧНОМ.

Какое получилось предложение?

В НОЧНОМ НЕБЕ ГОРИТ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА.

Запишите данное предложение в тетрадь и сделайте полный синтаксический разбор.

Совместное «открытие» новых знаний. КЛАСТЕР

В каком числе стоит глагол?

Поставьте этот глагол в множественное число. Какое предложение у вас получилось?

ВЫВОД: Глаголы изменяются по числам

Поставьте глагол в такую форму, как будто действие уже произошло (в прошедшее время). Какое предложение у вас получилось?

В ночном небе горела яркая звезда

Запишите этот глагол в тетрадь и разберите по составу.

Что еще вы заметили в этом глаголе? Суффикс л.

Глаголы в прошедшем времени единственного числа изменяются по родам.

Давайте запишем эти слова в тетрадь и выделим окончания.

Поставьте глагол в этом предложении, как будто действие будет происходить (в будущее время). Какое предложение у вас получилось?

В ночном небе загори тся яркая звезда .

Запишите глагол в тетрадь. О чём нужно помнить, чтобы правильно написать этот глагол?

Как же изменяются глаголы? (ПО ВРЕМЕНАМ)

Какова тема нашего урока? (Изменение глаголов по временам)

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

Как время и глаголы связаны между собой?

Давайте обратимся к толковому словарю русского языка Владимира Ивановича Даля и прочитаем, что же такое время. «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

Какие пословицы со словом Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Чему мы должны научиться (Изменять глаголы по временам)

    действие происходит в момент речи (сейчас). Настоящее время

    действие происходило в прошлом, до момента речи (вчера) Прошедшее время

    действие, которое будет происходить, произойдёт после момента речи (завтра) Будущее время

ВЫВОДЫ:

– Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.(во I столбике добавляется запись “В прошедшем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.(в II столбике добавляется запись “В настоящем времени”);

– Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени.(в III столбике добавляется запись “В будущем времени”).

ГЛАГОЛ



Прош время

Настоящее время

Будущее

время



Что сделает

Что сделают

Что будет делать

Что будут делать

Что делает

Что делают



Что делал

Что делала

Что делало

Что делали



Муж. род

жен. род

сред. род



Физминутка.

- Пропишите носом слово «глагол», «время», «число»

Чтение правила на стр. 115

Глаголы наст. вр . обозначают действия, которые совершаются сейчас, в настоящий момент.

Глаголы прош. вр . обозначают действия, которые совершались в прошлом.

Глаголы буд.. вр . обозначают действия, которые будут совершаться в будущем.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

    для отдельных учеников

- Я приготовила глаголы, выберите один глагол и измени его по 3 временам.

УКРАШАТЬ, МЕЧТАТЬ, ЗНАТЬ, РАБОТАТЬ, ХОДИТЬ

    Работа в парах. Изменить глаголы по временам. Дописать 2 своих примера.

Неопределённая форма

Настоящее

время

Прошедшее

время

Будущее

время

что делать?

что сделать?

что делает?

что делают

что делал?

что сделал?

что будет делать?

что сделает?

прыгать

размышлять

лить

В таблицу вписать глаголы, определив время:

лечит, кормила, зацепился, засвищут, светит, наступят, грели.

Проверка по слайду

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (по уровню сложности)

Уровень 1

Спиши. Определи время глагола в словосочетаниях

Льёт из крана

Звенел над полями

Взмахнули руками

Будет петь песню

Оденется листвою

Уровень 2

Спиши. Найди в пословицах глаголы и определи время.

    Добро не умрёт, а зло пропадёт.

    Злой плачет от зависти, добрый- от радости.

    Далеко шел, а добра не нашел.

    Доброе дело два века живет.

    Не хвались серебром, а хвались добром.

Уровень 3

Собери пословицы. Спиши. Определи время у глагола

Добро не умрёт,

два века живет.

Не хвались серебром,

а добра не нашел.

Доброе дело

а зло пропадёт.

Далеко шел,

добрый- от радости.

Злой плачет от зависти,

а хвались добром.

Запись синквейна в группах.

- О какой части речи мы говорили на протяжении урока?

- Напишите синквейн к слову «глагол», вспомнив все о глаголе ещё раз.

Ученики работаю самостоятельно, затем группы зачитывают свои работы.

    Глагол.

    Сложный, трудный.

    Изменяется, обозначает, имеет.

    Глагол – часть речи.

    Действие.

В течении урока ученик оценивает выполнение заданий: + - ?

Лист самооценки_________________________________

Индив карточка «Глагол»

Кластер

«Глагол»

Таблица

«Определи время глагола»

Разноуровневая работа

Тема: Изменение глаголов по временам. Класс: 3

Цель: познакомить учащихся с изменением глагола по временам.

Задачи: научить различать глаголы по временам, совершенствовать практические умения и навыки.

Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь, мышление, обогащать словарный запас.

Воспитывать в учащихся интерес к предмету, самостоятельность, умения работать в парах.

Результаты обучения

Уметь находить в предложении слова, обозначающие действия предмета, знать правила по разделу «Глагол», уметь определять времена глаголов

Тип урока: следствие ведут знатоки

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, работа в парах.

Оборудование: запись на доске, таблицы, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас гости. Мы сказали им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра. Наши гости, ребята, тоже желают вам добра, ведь они понимают, что добро – это чудо, которое всем дарит прекрасное настроение.

А какое настроение у вас? (учащиеся показывают символы)

Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.

II . Словарная работа

Океан, горох, мечтать, свобода, пшеница, рюкзак, считать, искусство, печаль, сочинять, завтракать. (взаимопроверка ) Слайд

Разделить слова на 2 группы(существительные, глагол)

Что вы знаете о глаголе, как части речи?

По какому признаку? Слайд 2

А что мы знаем о глаголах?

Вы сейчас назвали глаголы.

А почему их назвали глаголами?

Вам хотелось бы узнать, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ?

Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. Слайд №3

Вывод! Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделает? и др.

III . Повторение

Блиц- опрос

Проведем небольшой экзамен. Вытягиваем билет и готовим на него ответ.

1. Что такое глагол?

2. Каким членом предложения может быть глагол?

3. Что можно передать с помощью глаголов?

4. Что такое неопределенная форма глагола?

5. Назовите суффиксы глаголов в неопределенной форме глагола?

6. Как определить число глаголов?

Словарная работа

Отгадайте загадки, под которыми спрятались словарные слова, а также тема нашего урока.

Неизвестно, где живёт.

Налетит - деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь. Ветер

***

Все ворует что блестит,

Глаз её, за всем следит.

На хвосте, приносит вести,

Нрав болтливый, всем известен.

На ветвях сидит высОко,

А зовут её?

(Сорока)

***

Под землею с давних пор

Понарыто много нор,

И по ним туда-сюда

Быстро ездят поезда. Метро

***

Если кот решил прилечь,

Где теплее, там, где печь,

И хвостом укрыл свой нос –

Ожидает нас...

(Мороз)

***

С первым морозом её собирают,

Гроздья ножом осторожно срезают,

Пару лет, точно их можно хранить,

Если в духовке слегка просушить!

Ответ: Рябина

Стоит дерево в саду,

Без листочков всё в снегу,

А на ветках ягод красных,

Словно звёзд на небе нашем!

Ответ: Рябина

Ребята, какое слово у нас получилось в минутке чистописания? Как мы можем связать эти слова.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам». Сегодня у нас необычный урок русского языка, т.к. вы сегодня на уроке не просто ученики, а знатоки. Урок «Следствие ведут знатоки». Работать вы будете в парах, оцениваться работа будет в фишках.

Новая тема

Что же такое время? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена, года, сутки)

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.

Глагол изменяется по трем временам: Прошедшее время, настоящее время, будущее время.

Физминутка

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим, жмем, жмем.

Трем, трем и в бочку кладем.

Объяснение учителя

Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю)

Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем, пишем)

Что вы делали на прошлом уроке? (решали, читали)

Что вы будете делать завтра? (учиться)

Глаголы в русском языке изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.

Правило:

Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? Что делают? (сегодня, сейчас)- слова помощники.

Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? (раньше).

Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? Что сделает? (будет)

Работа по сюжетной картинке

Рассмотрите картинке. Что вы видите на первой картинке?

Запишем предложение. Показ обозначения на письме времени глагола. (Пр. вр.)


Девочка улыбается. (что делают сейчас?) Н. вр

Б. вр – краткое обозначение.

Первичное закрепление

Игра "Исправь ошибку". (работа у доски)

На доске допущены ошибки, спишите текст, исправив их.

Наступил поздняя весна. Вышел мы из леса на поляну. Сколько цветов! Набежал легкий ветерок. С реки потянул прохладой.

Работа по учебнику

Откройте учебник

Поставь вопросы к глаголам. Выпишите глаголы в 3 столбика. Определи время. ( 3 учащихся работают у доски)

Туча закрыла (что сделала?; пр. в.) все небо, пошел (что сделал? Н. в) дождь.

Туча закрывает (что делает? Н. в) все небо, идет (что делает? Н. в) мелкий дождь.

Когда туча закроет (что сделает? Б.в) все небо, так и дождь пойдет (что сделает? Б. в).

Среди стебельков копошились (что делали? Пр. в) жучки.

Среди стебельков копошатся (что делают? Н. в) жучки.

Среди стебельков закопошатся (что сделают? Б.в) жучки.

Карточки для слабых учащихся

Укажи время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

Развитие речи

Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? Составьте рассказ по картинкам используя глаголы трех времен.

Работа по вариантам

Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:

1-вариант – в форме настоящего времени

2-вариант в форме прошедшего времени.

(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

Карточки для сильных уч-ся

Из глаголов неопределённой формы изменить слова по временам и распределить на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе. Смотреть, пилить, рисовать.

Распределить слова в три столбика.

Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.

Прием «Карусель»

Закрепление материала

Парам даю листочки, каждый участник записывает по одному предложению и передаёт другому. Второй круг подписываем время глагола. Третий круг проверка.

Кто может ответить на все вопросы? Лист оценивания.

Рефлексия

В начале урока у вас всех было хорошее настроение. А сейчас я хотела бы узнать, в каком настроении вы находились в течении урока? (Дети показывают символы)

Я очень рада, что настроение у вас не изменилось и очень приятно, что урок вам понравился. Теперь вы убедились, что иметь знания и применять знания - это действительно большое чудо!

- Я благодарю вас за работу.

Оценивание

Домашнее задание: